Найти тему

Лишний МРОТ

Забайкальские депутаты 21 февраля одобрили увеличение зарплат бюджетникам до обновлённого федерацией минимального размера оплаты труда (МРОТ). Представлявший законопроект министр труда Андрей Федотов заверил парламент, что у края есть 849 миллионов рублей на запланированное повышение. Минфин региона двумя днями ранее заявил обратное — Забайкалью нужна финансовая помощь Москвы.

Президент России Владимир Путин к предвыборному Новому году приготовил не только традиционную речь, но и несколько дорогих подарков. Глава государства, в частности, объявил налоговую амнистию: федерация простила гражданам 41 миллиард рублей налоговой задолженности, индивидуальные предприниматели получили право не возвращать ещё 15,8 миллиарда. Другой презент получили россияне с минимальными зарплатами — 29 декабря президент указал в 2018 году сравнять МРОТ с прожиточным минимумом. В Забайкальском крае минимальный размер оплаты труда должен составить 9,489 тысячи рублей за 40 рабочих часов в месяц.

Новогоднее настроение нарушил депутат Госдумы Юрий Волков, 11 января заявивший, что краевые учреждения начали выводить за штат технический персонал — работникам с почасовой оплатой можно не повышать зарплату. О начавшейся перетасовке и её причинах депутату сообщили работники школ Улётовского района.

«Районным бюджетам не предусмотрены субвенции на эти цели, — написал Волков на своей странице в Facebook. — Хотя в конце года краевые власти уверяли об обратном и утверждали, что бюджет региона сбалансирован и в нём есть средства на погашение кредиторской задолженности, выполнение майских указов и увеличение МРОТ. Постпраздничная действительность и реальные действия властей оказались другими».

Юрий Волков. Фото: Ксения Зимина
Юрий Волков. Фото: Ксения Зимина

На заявление Волкова противоречиво откликнулись профсоюзы Забайкалья и пресс-служба губернатора. В краевой профсоюзной организации сообщили, что не получали жалоб на вывод техперсонала за штат, но понимают, «что средств у бюджета для повышения МРОТ нет». Пресс-служба губернатора же заявила, что минфин заложил в уже принятый бюджет 566 миллионов рублей «на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, финансируемых за счёт муниципальных средств».

В конце января депутат Волков сообщил об эволюции проблемы: работники интерната в Петровске-Забайкальском пожаловались, что им увеличили зарплату до обновлённого МРОТ, но сняли надбавку за выслугу и районный коэффициент.

«Если до поднятия МРОТ работники получали 11,7 тысячи рублей в месяц, то теперь они получат голый оклад — 9,489 тысячи. Такое «увеличение» минимальной зарплаты иначе, чем издевательством не назвать», — указал Волков, направивший запросы в в Минтруда РФ, Федеральную службу по труду и занятости и Роструд.

Наталья Жданова вмешалась в середине января. Она потребовала от министра финансов Марины Кирилловой и министра природных ресурсов Александра Волкова в «сжатые сроки» довести до МРОТ зарплаты части работников лесного хозяйства — кочегарам, сторожам и уборщицам. В подчинении минприроды числится 351 такой сотрудник.

Забота об уборщицах сыграла злую шутку с краевыми властям. На съезде ОНФ один из делегатов заявил, что после увеличения до МРОТ зарплаты уборщиц превысили заработок библиотекарей — пресс-служба Народного фронта, впрочем, отказалась подтвердить или опровергнуть информацию источника «Чита.Ру».

Подтвердила вывод бюджетников за штат и косвенно — низкие зарплаты библиотекарей председатель краевой организации профсоюзов работников культуры Галина Худякова. «Раньше библиотекари были в составе учреждений культуры, на них распространялось повышение зарплаты до МРОТ. Но так как они выводятся за штат, то уже не являются работниками культуры. Конечно же, на них указы президента распространяться не будут, но, возможно, будут распространяться другие», — сообщила 12 февраля Худякова, отметившая, что только в Чите за штат вывели 136 работников культуры. По краю — 236 человек.

Перед сессией 21 февраля правительство внесло в заксобрание проект изменений в закон «Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края» — в нём указаны конкретные суммы, требуемые для повышения зарплат до обновлённого МРОТ.

В документах законопроекта — точная разбивка затрат на каждое краевое ведомство. Например, больше всего сотрудников с зарплатой ниже 9,489 тысячи рублей — в организациях, подчинённых минобразования — 982 человека. Следом идут минздрав, минтруда и минсельхоз — везде больше 300 низкооплачиваемых сотрудников.

Авторы законопроекта отметили, что МРОТ в Забайкалье должен быть увеличен с учётом районного коэффициента. Значит, составит не 9,489 тысячи, а 16,131 тысячи рублей. Помимо 2,9 тысячи бюджетников, зарабатывающих меньше «голого» МРОТ, зарплаты должны вырасти ещё у 5,8 тысячи сотрудников госучреждений Забайкалья. Общие затраты на увеличение минимального размера оплаты труда — 849 миллионов рублей или 1,6% от расходов текущего бюджета.

Параллельно краевой минфин признал, что у края нет собственных средств на увеличение МРОТ. «Мы изыскиваем источники финансирования. Рассчитываем на помощь федерации, как и все другие регионы», — уточнили в ведомстве.

Представитель министерства 20 февраля назвал вбросом информацию о выводе части бюджетников за штат, оговорившись, что вопрос находится за пределами полномочий минфина.

«Вы можете позвонить в министерство труда и социальной защиты. Это же муниципальная власть и их полномочия. Как они организуют у себя трудовые отношения — я про это не знаю. У нас таких фактов нет», — отметил собеседник «Чита.Ру».

«Чушью собачьей» назвал разговоры о выводе бюджетников за штат зампредседателя краевого правительства Дмитрий Кочергин.

Дмитрий Кочергин в заксобрании Забайкалья. Фото: Ксения Зимина
Дмитрий Кочергин в заксобрании Забайкалья. Фото: Ксения Зимина

Министр труда и социальной защиты Андрей Федотов, 21 февраля представивший законопроект об увеличении зарплат бюджетников на сессии заксобрания, в свою очередь отправлял депутатов в минфин — за подробностями.

— Вы можете оценить, какие затраты для края повлечёт закон? — спросил министра депутат Сергей Белоногов.

— Этот вопрос лучше задать профильному министерству.

— Вы ведь нам его представляете. У края есть деньги на его исполнение?

— Есть, — ответил Фёдоров наперекор недавнему заявлению минфина.

— Вы уверены?

— Да.

— Министр совершенно не знает ситуации с финансами в крае, — набросился на чиновника депутат. — Чё за дела-то? Вы с районами-то отработали вопрос?

Министр Федотов попытался ответить депутату.

— Молодец, короче, — продолжил наседать Белоногов. — Нате вам закон — исполняете, а финансовую сторону пусть решает кто-то другой. По моим данным, у муниципалитетов сейчас нет никаких средств на повышение МРОТ.

Несмотря на перепалку при обсуждении, заксобрание приняло законопроект в первом чтении. Все могут ненадолго замереть. Правительство — в ожидании 849 миллионов рублей, заксобрание — очередной сессии, депутат Волков — новых фактов несправедливости.

Увеличение МРОТ в Забайкалье проходит с трудом. Ладно, недовольные граждане, профсоюзы или депутат Волков — один из ответственных министров путается в показаниях, отклонившись от генеральной линии краевых властей. Даже внутри правительства не могут договориться, что говорить населению — верный признак того, что всё сложно.

Оставить комментарий вы можете на сайте www.chita.ru.