Ни одно положение в семье не может рассматриваться как лучшее.
Первенцы растут в более концентрированной на них окружающей среде, где деятельность семьи сосредоточена на ребенке более, чем это возможно для детей, родившихся позднее. Первенцы имеют больше руководства и помощи в своем развитии, а поскольку родители оказывают давление, они обычно достигают большего, чем позднее родившиеся братья и сестры.
Первенцы имеют тенденцию лучше приниматься со стороны взрослых и более склонны принимать на себя роли лидеров, так как они более точно соответствуют социальным ожиданиям.
С другой стороны, родители менее опытны с первым ребенком и стремятся вмешиваться, вторгаться, ограничивать и применять более принудительную дисциплину и больше наказаний разного рода, чем они применяют с более поздними детьми. Это может привести к тому, что первые дети чаще чувствуют тревогу: "Я делаю правильно?" Однако если бы дети, родившиеся позже, в семье получали бы такое же руководство и внимание, как и первенцы, то они, вероятно, также достигали бы многого и также хорошо бы принимались бы обществом.
Последствия положения, занимаемого в семье, становятся устойчивыми очень быстро и значительно влияют на личную и социальную приспособленность детей по мере того, как они взрослеют. Например, дети-первенцы сознательней относятся к своему здоровью, чем их более юные братья и сестры, а будучи взрослыми, чаще консультируются с врачами. Они также имеют тенденцию быть более осторожными и не любят рисковать.
Количество маленьких детей в семье серьезно влияет на развитие ребенка.
Дети с несколькими младшими братьями и сестрами должны делить внимание своих родителей. Если один ребенок является нуждающимся, он, вероятно, получит львиную долю родительского внимания, что ведет к появлению зависти у других. Соперничество между детками и возмущение будут усиливаться. Кроме того, нуждающийся ребенок склонен развиваться по образцу "ведомой" личности, а чувства собственной неполноценности и мученичества, которые может ощущать в это время более сильный, но дискриминируемый как раз и учат играть роль лидера.