Найти в Дзене
SPb.media

Санкт-Петербург 2018: интервью с губернатором Полтавченко

Георгий Полтавченко проехал по знаковым для Санкт-Петербурга объектам капитального строительства и дал интервью телеканалу Санкт-Петербург. Из которого можно узнать не только о новой стройке, но и много ещё чем.

Юрий Зинчук, журналист: «Георгий Сергеевич, здравствуйте. Большое спасибо, что согласились дать нам интервью. Предлагаю построить нашу работу в привычном для нас формате. Я как среднестатистический петербуржец приезжаю к вам, к первому лицу города, с целью узнать – что вы там, власть, делаете? Какие задачи решаете, какие проблемы вас волнуют? Какой город вы строите?»

Георгий Полтавченко, губернатор Санкт-Петербурга:«Среднестатистический петербуржец сейчас только просыпается. Суббота, надо отдыхать. Губернатор должен работать и его команда».

Сегодня моя задача – посмотреть, как идет строительство объектов к Чемпионату мира. Потому что он не за горами. А затем я поеду в Калининский район, там буду знакомиться с состоянием объектов социальной инфраструктуры».

– Сразу же вопрос. Расскажите мне, пожалуйста, какая последняя новость была для вас, если не оптимистической, то как минимум достаточно позитивной?

– Вы знаете, меня порадовали итоги 2017 года, которые показали, что тот курс, который мы взяли ещё 6 лет назад, он сегодня дает реальную отдачу. Например, такая очень приятная новость о том, что Санкт-Петербург стал одним из самых, а может быть, самым привлекательным в инвестиционном плане. На Гайдаровском форуме об этом было сказано. Эта новость приятна не только для меня, но и для всего нашего города, для жителей нашего города.

– А какая новость вызвала наибольшую озабоченность?

– Таких нет вообще новостей. Всё решаемо. Такого аврала нет, всё решаемо. Если говорить в целом о новости, есть одна новость, которая огорчила не только меня, но и всех любителей спорта, накануне Олимпийских игр. Это просто, извините за выражение, идиотизм. Хочется сказать по-другому. Поэтому ограничимся таким вот выражением.

– Но давайте теперь поговорим о том, почему мы здесь. Вот это, я понимаю, будет новая точка на карте города. Серный мост. Особенности этого инженерного сооружения?

– Мост можно сказать уникальный по трем основаниям. Первое — это единственный сегодня неразводной мост через Малую Неву. Мы знаем, что Васильевский остров соединен с Петроградкой двумя мостами. Тучковым и Биржевым. Но оба моста разводные. Вторая уникальная особенность — он предназначен сразу для трех категорий участников дорожного движения. Для автомобилей, для велосипедов и для пешеходов. Этот мост позволит разгрузить Васильевский остров и его историческую часть. По расчетам большой поток транспорта, который идет сейчас через Тучков и Биржевой мосты, они теперь будут уходить направо на ЗСД. Весь транзитный транспорт будет уходить направо.

Ну и вообще, если честно говорить, много споров идет о том, что вот понастроили к чемпионату мира. Мы строим «К» чемпионату мира, не «ДЛЯ». Мост, развязки, которые мы строим, транспортные магистрали, метро – это всё будет работать на город. Опять же футбольный стадион сегодня – уже украшение города. И действительно один из лучших стадионов не только страны, но и Европы. У нас не будет ничего простаивать, нам не надо будет ничего разбирать, как в некоторых странах после Олимпиады. Всё это будет работать на город, в том числе и этот замечательный мост.

– Ну, если мы уж заговорили о мостах, самый большой перегон без переправы — от Литейного до Большеохтинского сейчас. Нет ли мысли опять вернуться к проекту Орловского тоннеля? Или этот проект мы уже похоронили, забыли и всё?

– Вы помните, мы этот проект не похоронили, мы его отложили. В 2012 году, когда принималось это решение мы увидели что та финансовая схема, которая была предложена, абсолютно для города неприемлема. Если честно, нам бы пришлось те затраты, которые несем и компенсации которые выплачиваем по ЗСД — это просто детский лепет на лужайке по сравнению с тем, что город потратит на этот тоннель. Поэтому мы и приняли решение проект пока отложить. До тех пор, пока мы с вами не обеспечим беспрерывное движение по Обводному каналу, этот тоннель своей роли просто не сыграет. Будет ещё одна, мягко говоря, пробка. Поэтому мы оставили пока в Генеральном плане этот проект. Но приступим к нему, только когда будет ясна финансовая модель и очевидная польза для города с точки зрения развития транспортной инфраструктуры. А пока, вы знаете, выходим на два других проекта — это строительство так называемого Восточного скоростного диаметра и строительство моста, обычного моста разводного в створе улицы Коллонтай. Это два проекта, связанных единым замыслом с точки зрения развития транспортной инфраструктуры, но абсолютно разных и по финансовой схеме, и по задачам. Если ВСД у нас предназначен для дальнейших мероприятий, связанных с разгрузкой центра, то мост в створе улицы Коллонтай — это мост, который должен связать районы города.

ВСД мы планируем финансировать по схеме государственно-частного партнерства. На сегодняшний день много инвесторов, которые готовы в этом проекте участвовать Если у нас получится, то мы сможем лет за 5, если начнем строительство сразу на 3-х участках, которые спланированы, лет за 5 мы сможем построить. Бюджет мы оцениваем порядка 120 миллиардов рублей. Большой бюджет, но в принципе проект окупаемый, поэтому интерес у частных инвесторов есть.

– Давайте посмотрим туда, на ЗСД. Какие первые результаты дает этот проект? Он год уже отработал, первые результаты, первые выводы, первые итоги?

– Главный, наверное, основной вывод, что ЗСД очень нужен городу.

– Вопрос как автомобилиста и петербуржца. Жалуются на большую стоимость проезда по ЗСД. Как регулировать тарифы? Можно ли повлиять?

– Жаловаться грех. У нас ещё щадящий вариант. Это первое. Второе и, наверное, самое главное — надо понимать, что, так как основная часть строилась за счет инвесторов, естественно, была сформирована финансовая модель, которая требует определенной выручки ежегодно. Частично город покрывает эти расходы. За счет этого мы и сдерживаем стоимость проезда. По мере возвращения инвестиций, стоимость проезда будет снижаться. И в конечном итоге, когда инвестор получит то, что ему положено по схеме, это перейдет уже в руки города и город уже будет регулировать тарифы.

И более того, с определенного этапа, я думаю, это будет уже через год, максимум через два, город ещё будет получать частично сборы.

-2

– Я обратил внимание, что вроде как планировалось оно в виде подковки. А теперь как-то подковка не получается. Почему?

– Дело в том, что возникла проблема, когда мост был спроектирован, не учли требования по высотному регламенту. Вынуждены были уже по ходу строительства менять проект. Вот такой получился. Сейчас уже начинается натяжка вант, их всего будет 24. И они будут держать мост на той высоте, которая необходима для обеспечения судоходства.

– «Газпром», видите, появился? Самая высокая башня Европы! Я кстати очень рад, скажу вам как петербуржец тому, что его построили именно там, а не на Охте.

– Вы же помните, какие были баталии по этому поводу. Я тоже с вами полностью согласен. И в принципе я и поддержал эту идею. Присутствие «Газпрома» в нашем городе – это имидж нашего города. И коль скоро у них есть желание построить действительно уникальное здание, пусть оно тоже будет в нашем городе. Но в том месте, которое не будет диссонировать с нашими прекрасными видами. С моря Петербург смотрелся до последнего времени не очень хорошо. А сегодня это уже ЗСД, стадион, башня Газпрома. Это уже новый, современный вид.

– Перед тем, как ехать к вам на интервью, мы на нашем сайте собирали вопросы наших телезрителей. И пришел вопрос от жителей вон того домика на Ремесленной улице.

–Дело в том, что трасса будет проходить практически рядом с домом, в метре, по-моему. Мы провели целый ряд экспертиз. Выводы которых не дают нам на законных оснований этот дом расселять. Поэтому я дал поручение сейчас, мы прорабатываем несколько вариантов. Уверен, что вместе с жителями мы найдем какое-то общее решение, которое позволит эту проблему решить. Этот вопрос находится в проработке и движение по его решению у меня на личном контроле.

– У вас тепло в машине. Тепло располагает к такой комфортной беседе о том, насколько комфортно Петербург себя чувствует в некомфортных условиях экономического кризиса.

– У нас в принципе и кризиса-то большого не было. Была определенная стагнация небольшая. Мы в свое время принимали специальную программу обеспечения устойчивого роста экономики в непростых условиях. По недавно уточненным данным Росстата — 31 процент рост инвестиций за 2016 год.

Для примера могу вам сказать. За эти 15 лет инвестиции в основной капитал выросли в 10 раз! В 10 раз! Честно скажу, больше всего радует, что те меры, которые мы принимали по поддержке правительством реального сектора экономики, промышленности, по поддержке инвесторов, вкладывающих в создание новых высокотехнологичных производств, дало нам очень серьёзный рост индекса промышленного производства. Он у нас вырос за 17 год на 5,5 процентов. По России вырос на 1 процент. Это существенная разница. Это говорит о том, что мы правильный путь выбрали.

– Главный принцип петербургской экономики — это многополярная экономика. Грубо говоря, мы не складываем все яйца в одну корзину.

– Да, многовекторная экономика. И в этой диверсификации как раз, наверное, и преимущество. Одно из конкурентных преимуществ Санкт-Петербурга. У нас пищевая промышленность на 5 процентов выросла. Я уже не говорю про туристическую индустрию. Мы определили это направление как одно из приоритетных в развитии экономики города. По итогам 2017 года у нас уже порядка 7,5 миллионов туристов побывало, то есть мы практически уже за очень короткое время удвоили поток туристов, приезжающих в наш город.

Кстати по строительству тоже хотел бы сказать. Есть такие разговоры, что вот там снизились объемы строительства, в частности деловой недвижимости. Некоторые так называемые эксперты пытаются связать снижение ввода в строй коммерческого площадей под коммерцию с кризисом. Ну а я бы вот этим экспертам бы порекомендовал немножко пошевелить иногда извилинами и поспрашивать бизнесменов, почему они сократили количество этих площадей. По одной простой причине. В конце этого года или в начале следующего будет сдана вот эта знаменитая башня. Это 200 000 квадратных метров площадей. В этом году мы введем Невскую ратушу. Ещё порядка 100 000 метров площадей освободится для возможной аренды.

Понятна перспектива. Опять же могу сказать, IT-компании на рынке недвижимости потеснили даже нефтегазовые структуры. И в самое ближайшее время откроем инжиниринговый центр, где разработчики программного обеспечения смогут свой продукт прокатывать на такой аппаратуре, которой у них просто нет. Которую город специально закупил для этого дела.

– А санкции как отразились на город? Я имею в виду процесс импортозамещения, насколько Петербург просоответствовал?

– Вы знаете, об этом, кстати, говорил и наш президент. Если бы этих санкций не было, их стоило бы придумать. Понятно — есть целый ряд направлений, в том числе в оборонной промышленности, где долгое время применялись и использовались различного рода товары, которые мы покупали за рубежом. И мы просто были вынуждены были искать всё это у себя. И самое главное — очень быстро решать. И в этом плане нам, конечно, очень сильно помог Центр импортозамещения, который мы три года назад создали. Он настолько эффективно сегодня работает, что Министерство промышленности и торговли Российской Федерации рассматривает возможность его использования как федеральной площадки.

Практически всё, что нам нужно, мы производим сегодня у себя. И, что очень важно, очень много в Санкт-Петербурге. Сегодня Санкт-Петербург во многом кормит сам себя. Это здорово, это очень важно.

– Скажите мне, среднестатистическому петербуржцу. Допустим я учитель, врач, воспитатель. В плане социальной моей защищенности, что вы делаете в городе?

Вы знаете известные майские указы президента. Они в нашем городе выполнены в полном объеме. По дорожной карте на 17-й год. И в 2018 году, естественно, будут выполняться. 100%. Всё, что касается заработной платы учителей, врачей, среднего медперсонала, младшего медперсонала, работников культуры, дополнительного образования, и т.д. То есть все эти категории бюджетников в полном объеме получают зарплату, которая прописана в майских указах президента.

– И бюджетом мы защищены?

– Все эти статьи четко прописаны в бюджете города на 2018-2020 год.

– Социальные обязательства город выполнит. Точка, губернатор Полтавченко!

– Выполнит на 100%.

– Занесите в протокол!

– Кстати, вот мы пока ехали по Крестовскому, было много объектов тех, которые сносятся в виду того, что нарушено законодательство об аренде земли. В этом плане город как контролирует, чтобы не было вот этих незаконных захватов территории? Тем более, в плане таких «сладких», как говорят девелоперы, территорий города?

– К сожалению, есть ещё у нас представители бизнеса, мягко говоря, которые считают, что закон не для них написан и пытаются захватывать, как у себя дома. Мы вынуждены были в связи с этим создать в прошлом году целый комитет по контролю за использованием городского имущества, он сейчас очень эффективно работает.

– Но они же говорят — вот бизнес душат, железная рука власти…

– Понимаете, бизнес душить никто не собирается. Аренду не платит, не платит налоги, всё в карман себе кладет. Чистой воды криминал по всем направлениям. Ну и какой это бизнес? Это не бизнес, это, мягко говоря, разбой. Или паразитирование на государственном городском имуществе. Пожалуйста — есть определенные места, на которых можно развивать бизнес. Подавай заявку, приходи, получай этот участок и работай. Работай опять же в рамках законодательства. Никто тебя не тронет. Малый бизнес, который занимается производством — он у нас вообще освобожден на два года от налогов. Бизнес так же, как и покупатель, он рублем голосует. Если он создает свои предприятия здесь, значит здесь всё не так уж и плохо. А Санкт-Петербург по количеству малых и средних предприятий является одним из лидеров в стране.

– Георгий Сергеевич, мы опять в касках, на строительном объекте.

– Новокрестовская – станция уникальная, знаете почему? Она за час может принять на вход и выход до 30 тысяч человек. 8 траволаторов и 12 эскалаторов. Здесь 3 этажа от станции до входа. Здесь предусмотрены ещё два лифта отдельно для маломобильных групп. Здесь применили большой щит, сделали двухпутный тоннель.

– Мосты строим — город живет. Метро строим — город живет. А что, если нам пойти дальше? Допустим, кольцевую сделать?

– Мы идем в этом направлении, сейчас идут предпроектные работы по станциям участка кольцевой линии от Большого проспекта до Лесной. Я думаю, что в этом году мы завершим. И начинаются предпроектные работы по участку от Лесной до Ладожской. По сегодняшним ценам порядка 300 миллиардов рублей. Понятно, мы не за один год всё это будем строить. Метро это приоритет в развитии транспортной инфраструктуры города. Это самый быстрый на сегодня вид транспорта. Достаточно комфортный и удобный, поэтому метро мы будем строить при любых обстоятельствах.

Видео на источнике