Амитабх Баччан не мечтал стать актером. Это желание появилось у него в сознательном возрасте – к 27 годам, когда у него была престижная работа, солидный заработок и неплохой карьерный рост. Но он рискнул бросить все ради того, чтобы начать совершенно другую жизнь.
Хариванш Рай Баччан был известным в Индии поэтом и переводчиком. Он перевел на хинди Шекспира, Хайяма, Пушкина, Маяковского, за что получил премию имени Джавахарлала Неру. Его женой была Тейджа Сури. Он – индус. Она – сикх. Из-за принадлежности к разным религиям они не смогли сыграть традиционную свадьбу, а просто расписались в муниципалитете. Де-факто их брак считался гражданским, но для Хариванша, протестовавшего в своих стихах против религиозного фанатизма, это не имело значения. Семья жила в старинном индийском городе Аллахабад на берегу реки Ганг.
Хариванш был человеком строгим и даже властным. Сыновья Амитабх и Аджитабх понимали: как отец сказал, так и должно быть. Как и многие дети, Амитабх в детстве участвовал в театральных сценках: играл цыплят, зайчиков, но никогда не декларировал с табуретки стихи перед гостями (возможно, к радости последних). Да и по мере взросления не проявлял рвения к актерскому мастерству. Наоборот, его коньком были точные науки вроде математики и физики. Родители не сомневались, что в их семье подрастает будущий инженер.
Амит окончил в Аллахабаде школу, перешел в колледж, но доучивался уже в Дели, куда его семья перебралась после того, как отцу предложили хорошую должность с приличным окладом в Министерстве иностранных дел. Там-то в сознании Амитабха и произошел переворот. Он окончил актерские курсы при Институте кино, однако из-за неуверенности в себе не стал штурмовать кастинги, считая, что кино для него – из области фантастики.
По совету знакомых он переехал в Калькутту, где его с блестящим знанием английского без проблем взяли делопроизводителем в британо-индийскую корпорацию. Он поднялся довольно высоко по карьерной лестнице – жил в служебной квартире и передвигался в служебной машине. Но он мечтал совершенно о других высотах.
Он решил принять участие в конкурсе молодых дарований, что-то типа актерской «Фабрики звезд», главным призом которой были съемки в фильме. Но не попал в число конкурсантов. И тогда мама подключила все связи и договорилась насчет проб у знакомого режиссера. Амита не утвердили, но день, проведенный с актерами, оставил в его душе неизгладимый след. Оказалось, что в актерском мире полно завистников, ханжей и интриганов. Потрясение было столь велико, что Амит даже обратился к отцу с вопросом о правильности своего пути. «Он сказал, что дело не в профессии, а в самом человеке, в его воспитании и взглядах на жизнь», – вспоминал Амитабх Баччан. Этот довод оказался решающим: Амит уволился с работы, чтобы заняться актерской карьерой.
Молодой мужчина отправился в Бомбей (ныне Мумбай), в сердце индийского кинематографа. Амит ехал с конкретной задачей – стать своим в Болливуде. Однако там никто не ждал его с распростертыми объятиями: режиссеры считали его слишком высоким, голос слишком низким, а кожу неблагородно смуглой. Какое-то время Амитабх даже спал на улице, пока не нашел подработку и не обзавелся крышей над головой.
Говорят, цель притягивает обстоятельства. Вот и за Амита Баччана замолвила словечко мать его друга – премьер-министр Индии Индира Ганди. Она написала рекомендательное письмо, в котором рассказала о трудолюбии Амита. Письмо возымело эффект разорвавшейся если не бомбы, то гранаты точно – Баччану быстренько подыскали подходящую для него роль.
Его дебют состоялся в 1969 году, когда ему было уже 27 лет – Баччан сыграл в картине «Семь индейцев». А уже через четыре года сорвал банк, снявшись в боевике-мелодраме «Затянувшаяся расплата» в роли справедливого и принципиального до кончиков ногтей полицейского Виджая Кханна, который практически в одиночку боролся с мафиозной организацией. Известные актеры отказались от этой роли, считая ее слишком нетипичной для индийского кинематографа. Это было действительно так: Болливуд вовсю эксплуатировал образ карамельных мужчин, а Виджай Кханн не улыбался белозубой улыбкой, не делал страдальческое лицо, а рассуждал о том, что общество устроено не идеально и боролся за справедливость. Зрителям такой образ пришелся по душе, что и показали кассовые сборы. После этого фильма Баччана даже назвали «сердитым молодым человеком». Стало очевидно, что в Индии появился новый идол, который будет вызывать восхищение у критиков своей игрой, а у женщин – внешностью.