Войска казаков занимали и владели определенными территориями, имели практически независимость от соседних государств (кроме договорных обязательств с Россией), самоуправление не только в военной области, но и на всех уровнях своей социально-экономической системы: общевойсковое, в городках (станицах), юртах (хуторах).
Выборность общевойсковая осуществлялась на казачьем Кругу (Рада у запорожцев). Здесь избиралось руководство (старшина) Войска - атаман (гетман), войсковой судья, писарь, священник, без благословления последнего не принималось ни одно важное решение. Казачьий Круг (Рада) являлся Высшим органом Войска, где и решались важные жизненные вопросы войны и мира, общих хозяйственно-экономических аспектов, устанавливались единые правового характеры нормы жизни, осуществлялся прием царских, султанских, ханских и прочих посольств, производилась отправка своих посольств (зимовых станиц) в Москву и к окрестным правителям, рассматривались церковные дела, вопросы занятия новых земель и строительства городков, судили казаков за наиболее тяжкие преступления (предательство, трусость, грабеж и воровство в своей среде и т.д.) и многие другие аспекты казачьей жизни.
Кроме этого, избирался Совет стариков предварительно рассматривавших суть вопросов для Круга казаков и высказывавших по ним свое мнения, которые обязательно учитывались Кругом. Так было и в низовом звене - казачьих общинах городков и причисленных к ними хуторов. В работе Круга могли принимать участие только казаки не моложе 16,5 лет. Не допускались на Круг казачки-женщины, пенные казаки, т.е. те на кого за провинности была наложена пеня (наказание), а также другие жители не казачьего рода.
Добыча военных походов делилась на казацком круге его участников, соблюдался при этом принцип равенства, не забывались и семьи погибших товарищей. Определенная часть шла и на нужды Войска. Добыча от больших и малых походов, получение платы от царя за выполнение договорных обязательств были основными источниками существования, помимо рыбной ловли, охоты на птицу и зверей.
Свободным земледелием, особенно хлебопашеством, донские, яицкие и терские казаки до конца ХVII в. не занимались, ибо они не один век обеспечивали себе жизнь воинством, охотой и рыбным промыслом, разведением лошадей, домашних животных и птиц. И это было выгодно царской власти, т.к. неимение казачьим населением своего хлеба было сильны оружием в руках Москвы, которая при необходимости задерживала поставки зерна, принуждая казаковпринимать выгодные для нее решения и действия. От нее Войско в оплату ратного труда также получали оружие, порох, свинец для литья пуль, соль и т.д. Казаки и сами торговали в городах и селениях России добытыми ими в походах или на охоте и рыбной ловле продукции.
Как указано в [7] вплоть до XVIII в. "московитам" донские казаки предлагали и редкий товар - это так называемый ясырь: пленных турок и турчанок, представителей других соседних народов. Они продавали также скаковых (строевых) лошадей, зубровые и лосиные шкуры, меха бобра, выдры, соболя и черной лисицы, а сами покупали муку, овес, пшеницу, горох, сукно, бумагу, восковые свечи, мыло, соль и другие необходимые вещи и предметы. С конца XVII в. в устье реки Тор возник Бахмутский городок и казаки стали сами добывать соль и торговать ею.
Вышеописанное самоуправление казачьих Войск-республик было до 1721г., когда Петр I вначале вывел казачьи Войска из ведения Иностранной коллегии и предал их в Военное ведомство, а в 1723 г. отменил выборность атаманов и т.д., что означало конец казачьим республикам, былой казачьей демократии и какой-либо самостийности их существования. Начинался новый этап социально-экономического развития Войск казаков, но уже в структуре российской государственности.
На исторической, геополитической и этнографической картах Евразии место казаков в конце XVII в. и последующих двух веков среди других народов и народностей можно определить примерно следующим образом:
общины казаков с момента своего зарождения проживали в сферах военно-геополитических интересов различных государств;
казачьи общины-республики зародились вне границ каких-либо государств, в лесостепных зонах бассейнов рек Днепр, Дон, Терек, Кубань, Урал (Яик).
Казачья демократия в устройстве самоуправления, геополитические и природно-климатические факторы жизнедеятельности обусловили наличие в казачестве:
наличия смешанной этничности, т.е. не изолированность от влияния на формирование генотипа казаков Дона, Терека, Яика (Урала) со стороны разных этносов, его консолидация на первых этапах развития в вольных общинах в "козацький" народ, затем в последующем славянизация и русификация;
форумность культурной среды, т.е. объединение в вольных казачьих общинах, а затем и в казачьих войсках разнообразных культурных обычаев, традиций и особенностей различных этносов;
конфессиональную терпимость казаков к наличию в казачьих войсках иноверцев, а также и к вероисповеданиям соседних народов по месту проживания;
развитие пассионарного генотипа казаков геополитические и природно-климатические факторы во многом определили их суровый образ жизни.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА В ВКОНТАКТЕ