Найти тему
Daily Top

Леонид Парфенов: "Наша жизнь, как музейный зал"

Известный тележурналист сейчас снова на слуху - после открытия своего YouTube-проекта. По сути это первая после программы "Намедни", сделавшей его популярным, такого рода работа журналиста - и это интервью он дал, когда презентовал первый том «Намедни. Наша эра».

- Не скучно вам жить во времена, когда история уже не творится, а повторяется и вы знаете, что все что происходит вокруг было уже намедни?

- Буквально история все же не повторяется: скажем, при всем сходстве с поздним СССР в нынешней России нет товарного дефицита. Напротив, потребительский бум, отчасти компенсаторный. Но то, что во многом другом мы из советской матрицы всё не можем выйти, конечно, тоскливо.

- Эдуард Хиль в недавнем интервью нашему журналу говорил, что как от советских артистов, так и граждан требовалось одно: прикинуться – прикинуться артистом, знатной дояркой, почетным сталеваром. Не кажется ли вам, что нынешние времена требуют от людей того же? И многие уже прикидываются – кто журналистом, кто партейцем, кто президентом?

- Заканчивая сейчас второй том "Намедни" про 70-е годы, я думаю, это и было главным подвигом советского народа в мирное время: на пространстве личной собственности - квартиры, дачки, "жигулей" упрямо реализовывать
проект частной жизни. Внешне мы лояльны к строю, мы советские люди, но чего-то с завода унесем, мебель с переплатой купим, путевку достанем, сына
от армии отмажем и т.д. Конечно, этот огромный опыт не пропал - и сейчас на демонстрации протеста ходят единицы, а от той же армии отмазывают миллионы.

- Что вы думаете о тенденции учить молодое поколении в уважении к советскому прошлому, к навязыванию мифа, что СССР – некая Атлантида, где все, или почти все, были счастливы и уверены в своем будущем?

- По-моему, попытка "загармонизировать" себя с советской властью для России XXI века самоубийственна. Это значит отстать от Европы навсегда, превратиться в страну-изгоя, к которой не применимы никакие критерии развитого мира. А тех соотечественников, которые не хотят жить в неосоветской системе координат, еще более рьяно выпихивать на Запад. Мол, вам не нравится у нас - валите, границы открыты! Я не раз такое слышал.

- В предисловии к книге вы пишите, что страна продолжает жить по-советски. Как же те кому сейчас 17- 20лет?  Что вы увидели советского в них?

- Если молодые ребята все же идут в армию - то по-прежнему служат в советской. Если идут учиться, то в массе своей получают по-прежнему советское образование. В том числе и потому, кстати, что получают его, дабы не служить. И все навязываемые химеры про великий Советский Союз и самоощущение только советского прошлого как своего - ведь не от России земств, купеческих гильдий, кадетской партии и прочих достижений первого капитализма исчисляет себя наше нынешнее государство. Я пытался объяснить в предисловии к первому тому: наша жизнь, как музейный зал, заставлена слепками советской античности.

- «Намедни. Наша эра» – это дань уважения к нашему прошлому или попытка разобраться в нем? В какие годы советского времени вам хотелось бы вернуться, если бы это было возможно?

- Конечно, это попытка разобраться - на глазах аудитории, представляя ей части и результаты этого разбора. Я не согласен с тем, что никого в России история ничему не научила. Да, большая часть населения по-прежнему соглашается с системой "сильное государство - слабый человек", не понимая ее гибельности и для государства и для людей. Но в последние полвека уровень, скажем так, "внутреннего либерализма" - в частной жизни, прежде всего - рос всегда. И в XXI веке тоже, когда публичный общественный либерализм понижался. И вообще - нельзя говорить о стране в целом. Слава Богу, нет у нас никакой единой России, кроме той, что неспроста пишется в кавычках.

Город 812, 2010-04-16, Андрей Морозов