Профессор права Джоан Уильямс рассказала об исследовании, в ходе которого были выявлены пять моделей предрассудков, с которыми сталкиваются женщины-ученые.
Мы все слышали о низком числе американских женщин в науке, технике, инженерном деле и математике (STEM). Некоторые утверждают, что существует проблема с подготовкой кадров и если мы сможем заинтересовать молодых девушек в предметах STEM, проблема со временем будет решена. Но это не убедительный аргумент.
Другая теория заключается в том, что женщины предпочитают отказаться от карьеры в STEM, чтобы добиться лучшего баланса между работой и семьей. Но доказательства этого также неубедительны. Несколько новых исследований привели к появлению доказательств, которые подтверждают, что женщины становятся жертвами предубеждений. В 2012 году было проведено случайное двойное слепое исследование, в котором были поданы две заявки на получение должности в научно-исследовательских университетах на мужское и женское имя, и было обнаружено, что как мужчины, так и женщины преподаватели оценили мужчину-кандидата как более компетентного и привлекательного, чем женщину с идентичными показателями. Исследование, проведенное в 2014 году, показало, что мужчины и женщины в два раза чаще нанимают мужчину для работы, требующей математических способностей.
Мое собственное новое исследование в соавторстве с Кэтрин У. Филлипс и Эрикой В. Холл, также указывает на то, что предубеждения, а не проблемы с подготовкой или личный выбор, вытесняют женщин из науки, и что предубеждения работают по-разному в зависимости от расы или этнической принадлежности женщины.
Мы провели интервью с 60 женщинами-учеными и опросили 557 женщин-ученых с помощью Association for Women in Science. Эти исследования представляют собой картину того, как гендерная предвзятость проявляется в повседневных взаимодействиях на рабочем месте. Мои предыдущие исследования показали, что существует четыре основные модели предубеждения, относительно женщин на работе. В этом новом исследовании подчеркивается, что женщины разных рас испытывают их в разной степени. Темнокожие женщины также сталкиваются с пятым типом предвзятости.
Модель первая: докажи это еще раз. Две трети интервьюированных женщин и две трети опрошенных женщин сообщили о том, что им необходимо проявлять себя снова и снова – их успехи обесцениваются со временем, а уровень компетентности подвергался сомнению. «Люди просто предполагают, что вы не будете на это способны», — сказала нам статистик в типичном комментарии. Темнокожие женщины значительно чаще сталкиваются с подобным подходом: три четверти из них сталкивались с этим предрассудком. И лишь немногие женщины азиатского происхождения считали, что стереотип о способностях азиатов в математике помог им.
Социальные психологи в своих экспериментах наблюдали этот тип предвзятости снова и снова в лабораториях колледжей, но это первый случай, когда кто-то взял эти данные и спросил женщин, соответствует ли это реальности. И они говорят, что да
Модель вторая: туго натянутый канат. Женщины должны вести себя храбро, чтобы их можно было рассматривать как компетентных, но от женщин ожидается женственное поведение. Таким образом, женщины оказываются между двух огней. Более трети (34,1%) опрошенных сообщили о давлении, связанном с ожиданием традиционно женского поведения, и чаще об этом сообщали женщины азиатского происхождения (40,9%). Около половины ученых, которых мы опросили (53,0%), сообщили об отрицательной реакции на свое стереотипно «мужское» поведение, например, на прямое высказывание своего мнения или решительность.
Женщина-астрофизик сказала нам, что ей пришлось «утихомирить» свои амбиции и «стать настолько любезной, насколько это возможно», что позволило скрыть свои достижения и избежать внимания средств массовой информации. С другой стороны, если женщины становятся настойчивыми, прямолинейными или стремятся к конкуренции, они могут столкнуться с неприязнью или даже остракизмом. «Я довольно агрессивна, — сказала биоинженер-латиноамериканка. «И мужчины, и женщины собираются немедленно назвать вас ведьмой. Я бы использовала другое слово, но это было бы грубо» (witch — bitch).
Черные женщины и латиноамериканки особенно подвержены риску, потому что их считают злыми, когда они не соответствуют этим нормам. Биолог отметила, что она имеет тенденцию высказывать свое мнение очень прямо, как и ее коллеги-мужчины. Но после того, как ее заведующий кафедрой сердито сказал ей: «Не говори со мной так», она чувствовала, что ей нужно смягчать свои просьбы. Сейчас она обрамляет свои высказывания, например, «Я не смогу сделать этого без вашей помощи». Онкобиолог сообщила, что она воздерживалась от агрессии во время встреч ученых в лаборатории, чтобы не вызвать стереотип о «сердитой чернокожей».
Модель предубеждения третья: стена материнства. Когда у женщин-профессионалов есть дети, они часто упираются в стену: их приверженность и компетентность подвергаются сомнению, а возможности начинают исчезать. Почти две трети женщин-ученых с детьми сообщили о том, что они сталкиваются с этой формой предвзятости, во всех расах и этнических группах. Женщины чувствовали, что они конкурируют с мужчинами, у которых с детьми сидели жены, и что их коллеги часто предполагали, что женщины потеряют свое желание работать после того, как заведут детей.
«Я должна бороться, чтобы показать, что я хороший ученый, а также хорошая мать», — сказала иммунолог азиатского происхождения.
«Существует предположение, — отметила темнокожая микробиолог, — что ваша карьера скорее хобби, чем карьера, и вы будете заниматься этой профессией до тех пор, пока не найдете мужа и не будете иметь семью».
Модель предубеждения четвертая: перетягивание каната. Исследования показывают, что женщины, которые сталкивались с дискриминацией на ранних этапах своей карьеры, часто дистанцируются от других женщин. Статистик азиатского происхождения описала, как одна пожилая женщина, которая «вероятно, должна была пройти через ад», плохо относилась к другим женщинам. Это всего лишь один из нескольких вариантов гендерной предвзятости, который может вызвать конфликт между различными поколениями женщин.
Это не всегда так: около трех четвертей опрошенных женщин-ученых сообщили, что у них женщины поддерживают друг друга. И все же около одной пятой части опрошенных ученых сообщили: «Я чувствую, что я конкурирую с моими коллегами-женщинами за “место женщины”» — это еще одна общая причина конфликта между женщинами в организациях, в которых большую часть составляют мужчины.
Модель пятая: изоляция. В нашем исследовании была обнаружена пятая модель предвзятости, которая, по-видимому, применяется в основном к темнокожим женщинам и латиноамериканкам. В нашем опросе 42% чернокожих женщин сказали, что чувствуют, что «социальное взаимодействие с моими коллегами может негативно повлиять на восприятие уровня моей компетенции». Немного реже об этом говорили латиноамериканки (38%), женщины азиатского происхождения (37%) и белые женщины (32%).
«Это происходит очень часто. — сказала микробиолог, — Люди не зовут меня куда-либо, потому что “Она будет единственной темнокожей там ... просто не приглашайте ее, ей будет некомфортно”».
В некоторых случаях женщины намеренно скрывали свою личную жизнь, чтобы сохранить свой авторитет. Одна женщина сказала, что избегает общения со своими коллегами, потому что «это уменьшает мою авторитетность».
«Я не обсуждаю личную жизнь с другими людьми», — сказала другая микробиолог. Она сказала, что сохраняет свою личную жизнь в тайне, потому что «я не хочу, чтобы мою семейную жизнь использовали против меня».
У географа-латиноамерикански был другой подход к социальной изоляции, она заявила, что белые люди «боятся цветных людей, просто беспокоятся, что могут сказать что-то не то или поступить неправильно. Поэтому они полностью избегают их».
Эти пять основных моделей в основном функционируют как скрытые предубеждения, отражающие стереотипы, которые люди, возможно, не осознают. Но мы также нашли множество доказательств того, что старомодные расовые стереотипы живут и поныне. Одна темнокожая женщина-биолог вспомнила консультанта, который обратился к ней и спросил: «Эй, у вас в семье кто-то принимает наркотики или сидит в тюрьме?».
«Я действительно слышала, как люди обсуждают латиноамериканских людей и считают их ленивыми», — сказала латиноамериканка о стереотипе, который возникал снова и снова в наших интервью. Азиатки говорили, что люди часто предполагали, что они были иностранками. Физик сказала: «У меня было несколько разговоров, где люди спрашивают меня, откуда я. И ответ “Я из Питтсбурга” — это действительно не то, что они хотят услышать». Ей часто говорят, что она говорит по-английски «на удивление хорошо». Учитывая, что она родилась, выросла и получила образование в США, «я и должна говорить на английском языке удивительно хорошо», сухо сказала она.
Почти половина чернокожих женщин (48%) и латиноамериканок (47%) сообщают о том, что их ошибочно принимали за обслуживающий персонал, что гораздо менее распространено среди белых (32%) женщин и женщин-ученых азиатского происхождения (23%).
Пришло время прислушаться к женщинам-ученым: они считают, что гендерная предвзятость – это большая проблема, и все большее число исследований поддерживает эту точку зрения. Если организации действительно заинтересованы в сохранении и продвижении женщин-ученых, они должны подходить к вопросу о гендерной предвзятости так же, как и к другим деловым вопросам: разработать объективные показатели и придерживаться их.