Залог благополучия и доступа к мечтам. Успешная, сногсшибательная и головокружительная. Это о карьере. Как многие о ней мечтают! Завидуют более успешным. Как ее правильно начать и продолжить?
Дилемма
Профессиональный сайты пестрят заголовками: «Как заинтересовать работодателя?» и «Что следует говорить на собеседовании». Наивность, рассчитанная на романтиков и мечтателей. Работодателям порой наплевать на то, что вы скажете. Они хотят «выслушать» ваше резюме. Иными словами все ищут людей с профильным образованием и опытом от трех лет! Одно порой исключает другое. А все работодатели хотят получить готового, сформировавшегося человека, способного генерировать идеи и воплощать их. Многие ли выпускники вузов способны на это сразу? Возникает вопрос: где и когда набраться опыта? Или с ним нужно родиться?
Вообще если нарисовать идеального работника в понимании начальника, он бы выглядел так. Образованный, стрессоустойчивый, позитивный, одинокий сорокалетний мужик — трудоголик. Не привлекался, не пьет, не курит, не выражается, на женщин не засматривается…И сразу возникает вопрос: «А что с ним не так?» Верно? Этакий человек из пробирки. А мы — то с вами из плоти и крови. Со своими недостатками и кучей проблем. Так что же делать?
Возможные варианты:
— используйте любую возможность, чтобы учиться. Нет не быть книжным червем. Набирайтесь именно практического опыта. И вкладывайте в головы своим детям — подросткам. Сейчас невероятное количество кружков, секций и студий. Учат всему: кулинарии, журналистике, вязанию, шитью и актерскому мастерству. Пусть ребенок попробует себя в некоторых специальностях. В студенчестве тоже можно слегка подрабатывать – тоже хороший пунктик для резюме. А вы, сколько бы лет ни было, не стенайте: в любом возрасте можно освоить новую профессию. Чем больше будете уметь, тем выше ваша конкурентоспособность. И востребованность.
— не бойтесь начинать с низов. Если в компании вам предлагают испытательный срок или берут в качестве ученика – соглашайтесь! Даже если вы с «красным» дипломом или с опытом работы в смежной сфере. Лиха беда — начало. Не стоит сразу же раскрывать свои козыри. Присмотритесь. Почувствуйте атмосферу, изучите поведение коллег и начальства. Где-то новые идеи принимают на «ура», а где-то надо идти обходными путями. Позвольте себя поучить более опытным людям, однозначно, что-то полезное приобретете. Однако не засиживайтесь в учениках – выбирайтесь из последних рядов: постепенно, но твердо и уверенно.
Страхи работодателя
Все мы чего-то боимся. Или опасаемся. Или тревожимся. Вот так и начальники. Если команда сильная, здоровая и крепкая – руководство спит спокойно. А если в коллективе есть ненадежные, то тут уж не до сна. Причем в категорию ненадежных попадают многие: молодые, замужние, женщины с детьми, одинокие мамочки или родители первоклассников, пенсионеры и гипертоники… И тут уж не важно, что все эти люди могут быть отличными специалистами. Работодатель всегда с ужасом ожидает от них слов: «Я на «больничном!».
И вот она, головная боль руководителя: кому передать незавершенные суперпроекты или срочную документацию? Кто выступит на мероприятии или поедет в командировку? Проблемы порой, действительно, серьезные. Не всегда одного человека можно заменить в работе другим. И как итог: срывы сроков, сбавленные обороты, замедленный темп. Все это неважно сказывается на деятельности и государственных структур, и бизнеса. И угадайте, кто виноват? Ненадежный сотрудник!
При этом руководство забывает, что в принципе мы все родились, что бы жить. А эта самая жизнь не должна зацикливаться только на работе. Трудовая деятельность – это прежде всего средство для обеспечения семьи и себя любимых. Ну, а потом уже, конечно, самовыражение и прочее, прочее, прочее. Тождества между словами «жизнь» и «работа» нет.
Помощь начальству – путь к карьерной лестнице
К слову, мало кто из начальников помнит себя желторотым неопытным юнцом, сводящим концы с концами, чтобы прокормить семью. Да и понятно. Босс уже вышел на новый уровень. И, заработав бонусы, чихать хотел на тех, кто позади. Его тоже можно понять. И даже стоит это делать. Пока вы на своем уровне и мечтаете о следующем, стоит успокоить немного страхи начальника. Каким образом?
— Домашнее задание. Возьмите работу на дом, или, находясь на законном «больничном», выходите хоть на несколько часов потрудиться. Это и вам на пользу, жертвы не останутся незамеченными – любой вменяемый руководитель оценит.
— Худой мир лучше доброй ссоры. Начальники не любят скандалы в коллективе. Не нужно быть склочным и придирчивым к окружающим. Умейте переключаться, не реагируйте на провокации. Любого человека можно так или иначе сделать соратником: это и общие чаепития, и шутливые рассказы о детях, и расспросы о внуках и т.д. Используйте подобные психологические приемчики. Все дрязги так или иначе сказываются на плодах вашей деятельности. А весь негатив или неудовлетворенность принесете домой? И зачем? Наоборот помогите руководителям: предлагайте мероприятия по сплочению коллектива: походы, поездки, пикники или внеплановые тусовки.
— Репутация на дороге не валяется. Романов заводить не стоит. Любовные отношения имеют обыкновение заканчиваться. И что же, работу из-за этого менять? Да и за дружбой не гонитесь. Любая личная информация может быть в конечном итоге обернуться против вас. Легче и куда безопаснее поддерживать со всеми ровные отношения. Сбережете и нервы и репутацию. Опять же сохраните спокойный рабочий микроклимат. В помощь начальнику и себе во благо.
Надежность, умение выкручиваться из любых трудовых ситуаций, в купе с профессионализмом, наверняка не останутся незамеченными. И позволят вам выйти на новый уровень.
Дитя не плачет — мать не разумеет
С начальником ругаться иногда нужно. Порой просто необходимо показывать зубы. Характер, мысли, идеи. Не прячьте их. Умейте отстаивать и аргументировать. Иначе вас затюкают или забудут. Зачем вам все это? Вы хотите быть пыльной тумбочкой? Для чего вы накапливали опыт, учились, работали над собой?
Начальник – он ведь тоже человек. У него в голове целый архив мыслей. И он не обязан думать о ваших проблемах. Донесите до него их в устной или письменной форме. Ваш работодатель же не экстрасенс. Если вы молчите, значит, вас все устраивает.
Умейте выпросить хорошее рабочее место, канцелярские товары или новый компьютер. Логично объясняйте, для чего и зачем вам это нужно.
За новые проекты вообще стоит драться. Не бойтесь экспериментов – «Только смелым покоряются моря!»
Рассказывайте начальнику об итогах работы не только сухими цифрами и в виде отчета. Поведайте о трудностях и о том, как вы с ними справились. Не пренебрегайте юмором и общечеловеческими ценностями — так вы расположите к себе руководство. Чем вы теснее работаете с начальством, тем эффективнее плоды деятельности. От этого и ваш имидж будет только расти. Уже вскоре увидите, что руководитель будет советоваться с вами или рассмотрит вопрос о повышении и премировании.
Но не переусердствуйте, надоедать не стоит. Придерживайтесь меры. Надоедливость утомляет даже начальников. Каждый раз, когда вспотеете, не стоит об этом оповещать руководство.
Женские штучки
Женщине порой бывает труднее. Ну не берут нас с радостью на ключевые посты. Этим миром правят мужчины. Просто нужно это принять и … приспособиться к окружающему миру.
Приходите на работу, как на праздник. Никого не интересует старая ворчливая тетушка с в вашем исполнении. Наденьте хорошее настроение вместе с деловым нарядом и шпильками.
Мужчины любят смотреть на красивое, так доставьте начальнику такое удовольствие. А на серьезном совещании не забывайте слегка склонять голову чуть набок – так вы признаете его превосходство. И с улыбкой сможете врезать совершенно противоположное его высказыванию, если уж так вам нужно. И если в ваших словах будет логика и здравый смысл, вы выиграете. Только не идите в открытый бой! Вот здесь мужчина – воин не пощадит никого.
Если же руководитель – женщина, не тушуйтесь: заговорщицки расскажите о новой косметике или парикмахерском салоне. У вас столько общих тем!
Ухоженную, стильную женщину всегда заметят. Учитывайте: ваших мозгов, какие бы они ни были, не достаточно. Берите в руки оружие: обаяние, улыбку, женственность. Так вам будет легче перепрыгивать ступеньки карьерной лестницы.
Член Союза журналистов России