В безопасном московском метро тоже иногда случаются трагедии. 17 февраля 1982 года произошла одна из них. Местом трагедии стала Калининская линия станция «Авиамоторная».
В 5 часов вечера, в конец рабочей смены, большое количество людей собирались ехать домой на метро. У станции «Авиамоторная» расположены крупные фабрики и заводы, а значит поток людей, как всегда, большой.
В 16:30 поток пассажиров в метро стал увеличиваться. Для удобства передвижения был запущен эскалатор номер 4. Станция «Авиамоторная» всегда отличалась длинными эскалаторами, примерно 53 м.
Неожиданно ближе к 5 часа вечера эскалатор стал двигаться с большей скоростью, которая постепенно
увеличивалась и за несколько секунд стала в 2,5 раза больше безопасной. Пассажиры, не ожидавшие такой ситуации, стали падать и сваливать друг друга. Их одежду затягивало, сами они потеряли контроль над собой.
Люди, которые устояли на ногах искали спасение на разделительной полосе со светильниками, они попытались залезть на нее. Однако балюстрада была всего лишь 3 мм и не выдержала веса людей. Пассажиры сломали ее и полетели вниз 2 метра на бетон. Эти люди получили травмы различной тяжести.
За небольшое время трагедии (всего лишь 2 минуты) вниз по неисправному эскалатору съехало около сотни людей. Дежурный изо всех сил пытался помочь, но все попытки оказались тщетны: рабочий и аварийный тормоза не работали.
В 5 часов 45 минут вход на станцию был закрыт. Правоохранительные органы и службы спасения не переставали пребывать на место происшествия.
Оказалось, что причиной трагедии стала неопытность мастеров эксплуатации. На «Авиамоторной» были установлены новые рабочие тормоза, которые настраивались по новой системе. Мастера не обратили внимание на это и продолжили работать как раньше, не меняя процесс настройки. Таким образом, новые рабочие тормоза с момента их установки (несколько месяцев назад) не работали, использовались аварийные тормоза. Рано или поздно это должно было привести к нарушению работы, ежедневно риски трагедии увеличивались.
Кроме того, 96 ступень была неисправна и незаметно ломала гребенку. В конце защита остановила электродвигатель. Включившийся тормоз опоздал в работе, а механический аварийный тормоз не сработал.
Эта новость быстро разлетелась среди жителей столицы, однако средства массовой информации проигнорировали случившееся, выполнив тем самым указание сверху.
Официальные данные говорят, что погибли 8 человек, а ранены были 30. Так как люди не знали всех подробностей трагедии, стали появляться слухи.
Сплетники убеждали, что погибших было около сотни, а пассажиры падали в машинное отделение. Некоторые убеждали, что стали очевидцами трагедии. Они ярко описывали ужасные события, при этом украшая их выдумками и домыслами. Некоторых из них задержали сотрудники правопорядка.
Столицу в скором времени должна была посетить делегация из Нью-Йорка. Данная трагедия была скрыта для того, чтобы не испортить их впечатление о процветающем центре СССР.