«Вы что, не умеете рисовать? Что это за лица? Мой внук рисует лучше. Вы мужики, или проклятые «пид***асты»? У вас совесть есть? Как вы можете так писать? Это же уродство! Зачем вы это пишите? Очень общо и непонятно…» - весь этот шквал резких, абсурдных неуместных и гадких фраз обрушился на художников, 1 декабря в 1962 году из уст первого председателя ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущева. И это еще меньшая часть негативных реплик, которые произнес в адрес художников Никита Сергеевич.
За все время пребывания в Манеже Хрущев трижды обошел достаточно большой зал, демонстрируя резкие движения и дерзкие, в некоторых случаях матерные высказывания в адрес мастеров и их картин. В течении просмотра Хрущев мог постоять у одной картины, после перейти к следующей, и снова вернуться к прежней для того, чтобы высказать или дополнить свое недоумение и недовольство автору. А в случае, например, с художником Леонидом Мечниковым, Хрущев плюнул на его работу. Скульптор Эрнст Неизвестный помнит изречения первого председателя в его адрес такими: «Где вы взяли медь? Кто вам дал медь? Тут на ракеты металла не хватает, а вы расходуете его на, так называемое, искусство…»
После окончания выставки Хрущев обратился к ее организатору Белютину, и потребовал «запретить!» выставку. Приказал ему лично проследить за этим, и за тем, чтоб из всех средств массовой информации исчезло упоминание об авангардистах и об этом течении, добавив в конце «и всех поклонников этого безобразия выкорчевать!».
В тот день большая часть художников «современного искусства» была исключена не только из Союза Художников СССР, но и из партии. Впоследствии, стали создаваться подпольные мастерские, в которых представители современных течений, лишенные права демонстрации своего творчества публично, могли собираться с единоличниками там. Здесь они свободно обсуждали, критиковали, и делали небольшие выставки, которые все больше и больше привлекали советскую молодежь.
Посещение Никитой Хрущевым выставки стало одним из ярчайших примеров невежества к искусству не только со стороны власти, но и со стороны представителя человечества. Так же до выставки в Манеже уже вызывало масштабную критику. Художники преследовались законами власти, объявлялись врагами народа, их демонстрации разгонялись, а выставки закрывали. В то время, когда авангардизм был принят во всем мире, в СССР считали, что искусства в этом нет, как и людей, которые его воспроизводят. «Вам нравится Запад? Так идите! Вперед! Там вам дадут волю, там вас поймут! А мы вас не понимаем, и считаем ваше творчество антисоветчиной…» - говорил Никита Хрущев. Но, тем не менее, все советские люди прекрасно понимали «уедешь – не вернешься»… Народ, уже и до того запуганный сталинскими репрессиями, закрывал на тупость партии глаза, надеясь на светлое будущее, которое им сулила «оттепель». Страх сказать что-то против правительства, выразить свое мнение или требование, до сих пор оставался в головах людей, и еще долго их не покинет…