В статье "Не Common Rail единым. Чем на Bosch, Delphi, Denso или Siemens непохож Caterpillar и что его губит" мы рассказали о том, чем от дизельных форсунок других марок отличаются форсунки с системой HEUI, разработанной компанией Caterpillar, по каким причинам эти форсунки выходят из строя и как ремонтируются в наших условиях.
На днях редакция ABW.BY получила комментарии на нашу публикацию от ИООО "Цеппелин Вайсрусланд" - официального дилера компании Caterpillar в Республике Беларусь. Они касаются следующей цитаты из статьи: "Сам Caterpillar форсунки восстанавливает, но при этом заявляет, что не в заводских условиях ремонт HEUI невозможен. И из-за того что Caterpillar ведет такую политику, оригинальные запчасти для ремонта HEUI в продажу не поступают, или, другими словами, являются недоступными для сторонних ремонтных организаций".
Ниже приводим ответ ИООО "Цеппелин Вайсрусланд":
"Данное заявление не совсем корректно и может без пояснения причин такой политики со стороны компании Caterpillar сформировать неправильную оценку со стороны аудитории читателей интернет-ресурса ABW.BY.
Хотелось бы пояснить логику такого положения вещей со стороны компании Caterpillar.
Ремонт некоторых компонентов (в частности, к ним относятся части топливной системы с насос-форсунками HEUI, применяемые на двигателях Caterpillar моделей 3126B, 3126E, C7, C9, такие как гидравлический насос HEP, насос-форсунки HEUI) компанией Caterpillar рекомендовано производить в условиях специально созданных специализированных заводов, осуществляющих ремонты исключительно данного типа компонентов. Такой завод у компании Caterpillar имеется в Мексике.
Такого рода специализированные заводы по роду своей деятельности оснащены широкой номенклатурой уникального узкоспециализированного технологического оборудования, позволяющего выполнять качественную диагностику и ремонт указанных компонентов, приводя их к состоянию новых. Компоненты, отремонтированные в условиях специализированных заводов, имеют маркировку REMAN (от слова Remanufacturing). При этом завод дает гарантию, аналогичную гарантии на новые запасные части и равную 12 (двенадцати) месяцам без ограничения наработки.
Возвращаясь к форсункам топливной системы CAT HEUI, необходимо сказать, что финальный цикл ремонта на заводе после завершения непосредственно механической части работ (разборка, дефектовка, выбраковка вышедших из строя деталей и определение пригодных для восстановления, замена вышедших из строя деталей, сборка) включает в себя обкатку на специализированном юстировочном стенде. Стенд позволяет точно определить величину фактической цикловой подачи каждой конкретной форсунки и получить информацию о необходимой коррекции сигнала, подаваемого блоком электронного управления на форсунку при каждом рабочем цикле (TRIM File).
Указанный TRIM File записывается на оптический носитель (CD) и поставляется вместе с новой и качественно отремонтированной форсункой (REMAN). При установке новых либо отремонтированных форсунок в состав двигателя взамен вышедших из строя обязательно требуется внесение данных по коррекции (TRIM File) в блок электронного управления двигателя (Engine ECM).
Это позволяет обеспечить равную цикловую подачу всех форсунок двигателя (равномерность работы двигателя), достижение заявленных характеристик по мощности, экологическим показателям, сохранение заявленного производителем ресурса моторного масла и деталей цилиндро-поршневой (поршни, клапаны).
В дизельных двигателях Caterpillar с топливной системой HEUI регулирование цикловой подачи происходит посредством изменения времени открытия и закрытия отсечного клапана, а также изменением времени нахождения отсечного клапана в открытом состоянии.
Управляющий сигнал на соленоид управления подается в течение строго определенного промежутка времени относительно текущего положения коленчатого вала. Длительность подачи сигнала определяет количество топлива, которое будет подано в камеру сгорания.
Исходя из описанных условий, необходимо, чтобы каждая отдельно взятая плунжерная пара выдавала строго идентичное количество топлива при одинаковой продолжительности управляющего сигнала и соответственно прочих равных параметрах. Однако точность изготовления топливной аппаратуры пока не в состоянии удовлетворять требуемый разброс параметров отдельных насос-форсунок.
Поэтому при одинаковой продолжительности сигнала практически каждая плунжерная пара выдает разное количество топлива.
При этом могут различаться и фазы топливоподачи из-за разной скорости срабатывания приводных механизмов. Давление в масляной магистрали к форсункам есть величина постоянная для каждых конкретных условий работы двигателя.
Таким образом, единственным доступным способом для выравнивания характеристик цикловой подачи для насос-форсунок системы НEUI является изменение момента начала и конца подачи управляющего сигнала, чего добиваются с помощью программного обеспечения TRIM File - параметр, прописываемый в блок электронного управления двигателя.
В процессе изготовления (ремонта) на финальной стадии проверки индивидуально определяются рабочие характеристики каждой насос-форсунки. Используя полученные данные, определяется программная поправка к параметрам работы узла. Поправка представляет собой численное значение того, насколько различается подача и время срабатывания взятого образца от эталона.
Блок управления, имея информацию о численном значении поправки, запрограммирован изменять момент подачи управляющего тока на соленоид и его продолжительность. В результате параметры подачи топлива по цилиндрам приводятся к среднему значению.
Учитывая вышеописанное, хотелось бы отметить, что данный узел является сложным в изготовлении и не менее сложным в ремонте. По состоянию на текущий момент у нас нет информации о том, что какая-либо ремонтная организация, кроме непосредственно ремонтного завода CAT, осуществляет полный цикл ремонта, включая его финальную, важную стадию по генерации корректирующего файла данных (TRIM File) для каждой отдельно взятой отремонтированной насос-форсунки.
В свою очередь установка отремонтированных только по механической части насос-форсунок в двигатель с уже записанными TRIM-файлами под параметры совершенно других форсунок, устанавливаемых ранее с завода или при замене сервисными специалистами дилера, чревата возникновением проблем с дымностью, сажеобразованием, локальным повышением температуры сгорания по цилиндрам (как следствие - прогаром поршней, клапанов), недобором мощности и т.д.
Еще одним аргументом в пользу необходимости проведения комплексной диагностики работы данного типа топливной системы является факт наличия в схеме еще одного гидравлического компонента, напрямую влияющего на работоспособность насос-форсунок. Это гидравлический насос HEP (High Efficiency Pump), основной задачей которого является создание необходимого давления привода (переменного в зависимости от режима работы двигателя) насос-форсунок.
HEP представляет собой аксиально-поршневой насос переменной производительности, регулируемый через электрогидравлический клапан, управляемый по сигналу от электронного блока управления двигателя (Engine ECM). Как компонент, имеющий электрическую (соленоид управления), электронную (датчик давления) и механическую (непосредственно аксиально-поршневый насос) части, в ходе диагностики он нуждается в комплексной проверке всех этих частей, так как некорректное функционирование любой из них будет оказывать существенное влияние на работоспособность системы в целом.
Специализированный диагностический инструмент компании Caterpilar (CAT Electronic Technician), который используют технические специалисты официальных дилерских центров, позволяет провести ряд тестов и определить корректность функционирования непосредственно насоса HEP и насос-форсунок, то есть определить наиболее вероятные причины неисправности еще до этапа демонтажа компонентов из состава двигателя.
Надеемся, сказанное выше позволит иметь более полное представление о структуре, устройстве и преимуществах диагностики и ремонтов данного типа топливной системы в условиях официального дилерского центра и специализированных заводов компании Caterpillar по восстановлению компонентов (программа CAT REMAN)".
ABW.BY
Фото Caterpillar и Сергея БОЯРСКИХ
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber