«Ура! Русскому флоту!.. Я теперь говорю самому себе: Зачем не был я при Корфу, хотя бы мичманом!»
Александр Суворов
В этом году исполняется 219 лет со дня блестящей операции по захвату крепости на мысе Корфу Ионического архипелага, территории которого были взяты под протекторат российского и турецкого государств, и русская эскадра Средиземноморья получила для себя опорную базу.
В те далекие годы, каждое морское государство считало своим приоритетом завладеть стратегически важным объектом, открывающим проход для флотилии в Адриатику. Этот факт и послужил поводом для усиленного укрепления города с целью обороны от многочисленных захватчиков.
Город-крепость считался неприступным из-за двойной крепостной стены, окруженной сухими рвами. Со стороны моря Корфу был надежно прикрыт укрепленным пятью батареями островом Видо.
Французская революция, провозгласившая Францию республикой, после внутренних перипетий стала экспортировать свои законы на территорию всей Европы, которая изначально выступала против переворота.
Молодой Бонапарт пошел войной на север Италии и вернулся с победой. Склонили голову Ионические острова. Воодушевленный успехом, генерал планировал последовательно овладеть Палестиной, захватить Константинополь, добраться до Индии и овладеть ею, что обеспечило бы ему мировое господство.
Дерзкий захват Мальты стал точкой кипения, спровоцировав Россию на открытые боевые действия с французами, так как это было расценено, как вызов – Российский царь на то время являлся магистром Мальтийского ордена. Еще одним поводом к началу войны послужила просьба о помощи со стороны Порты, которая по договору открыла проливы Турции перед российским флотом. Таким образом, вторая антифранцузская коалиция, включающая еще и Англию, выступила против наполеоновского нашествия.
В то время эскадра, под командованием адмирала Ф.Ф.Ушакова, уже находилась в длительном плавании по водным просторам Черного моря. При очередном заходе кораблей в порт Севастополя, курьер передал вице-адмиралу распоряжение государя экстренно отплыть к проливу Дарданеллы для содействия турецкому флоту в противостоянии французам. Уже через восемь дней русский флот отправился в военный поход. Сложные погодные условия заставили вернуться в Крым несколько кораблей, которые получили серьезные повреждения.
По прибытию в Босфор, Ушаков провел переговоры с турецкими представителями и послом Англии, где было решено, что Черноморский флот подойдет к берегам архипелага с запада. Его главной задачей было определено освобождение Ионических островов совместно с турецкой эскадрой, которая была отправлена под начало русского командования.
Из объединенной русско-турецкой флотилии Ф.Ф.Ушаков отправил 4 фрегата и десяток лодок с канонирами для поддержания англичан в блокаде французов в Александрии. Таким образом, были соблюдены союзнические условия, заключенные тремя сторонами коалиции. Прибывшая помощь пришлась очень кстати, так как многие британские корабли к тому времени были повреждены в бою.
Двадцатого сентября 1798 года объединенная флотилия под командованием Ушакова отправилась в освободительный поход к Ионическим островам. Первым в этой цепи стал Цериго, где французские захватчики обещали стоять до конца. Но когда после артобстрела штурмовые отряды приготовились к захвату, французское командование приказало прекратить сопротивление. Остров Занте был освобожден при содействии местных жителей и уже через две недели комендант острова отдал приказ о капитуляции перед русско-турецким флотом. Без боя французы сдали Кефалонию и бежали в горы. Следует отметить, что жители архипелага с радостью встречали коалицию и, как могли, содействовали ей, так как «цивилизованные» французы вели себя там довольно бесцеремонно: грабили, насиловали, убивали.
Прибыв к побережью Корфу, капитан первого ранга Селивачев осадил крепость тремя кораблями со стороны Южного пролива и тремя с Северного. На предложение сдаться последовал категорический отказ. Французы попытались пойти в наступление, сблизившись с российским кораблем и открыв огонь, но как только получили ответные залпы, отступили, а корабли, направленные Наполеоном для поддержки, были пленены.
Эскадра Ушакова, прибыв к осажденной крепости, частично остановилась в порту Гуви, исключив возможность пополнения противником запасов провианта. Расчет генерала Шабо на мощные бастионы и изматывающие вылазки против русских не оправдался. Ушаков знал свое дело, а российские моряки были образцом выдержанности и мужества.
Когда под покровом ночи и с перекрашенным флагом линейный французский корабль прорвался из Корфу, турецкая сторона проигнорировала приказ адмирала Ушакова остановить вражеское судно. Так турки «выполняли» договор о подчинении российской эскадре, более того, турецкая сторона не выполнила свою часть договора о направлении семнадцатитысячного войска к стенам крепости. Прибыли лишь четыре тысячи албанцев.
Осажденный гарнизон терял силы. Русские моряки имели существенные проблемы с запасами питания, боеприпасов и испытывали дефицит в живой силе для решительного штурма.
17 февраля, на флагманском корабле «Святой Павел», командованием был разработан план операции по взятию крепости. Силами корабельной артиллерии требовалось подавить береговые батареи и высадить десант на остров Видо, который и являлся ключемвым в обороне Корфу. В 7 часов утра 18 февраля 1799 года фрегаты «Казанская Богородица» и «Херим-Капитана» картечными выстрелами начали обстрел вражеских позиций, а линейный корабль «Мария Магдалина первая» и фрегат «Николай» начали обстрел c другого фланга. Оставшиеся корабли эскадры начали обстрел батарей острова. В ходе четырёхчасового боя все пять береговых батарей острова были подавлены. Поддержку острову попытались оказать линейный корабль «Леандр» и фрегат «Ла-Брюн», но, получив тяжелые повреждения, отошли под защиту орудий Корфу. На Видо с двух сторон был высажен десант, в ожесточенных боях остров был взят.
После падения Видо, Корфу был в руках Ушакова. На захваченном острове были развернуты русские батареи, которые открыли огонь по укреплениям крепости. Активную поддержку береговым батареям оказывали корабли Ушаковской эскадры и турки. Шла ожесточенная битва, солдаты сходились в рукопашную, корабли эскадры получали повреждения, но не сдавались, войска противника несли большие потери.
20 февраля 1799 года враг окончательно пал, русская эскадра приняла почётную капитуляцию. Согласно её условиям французы беспрепятственно покидали остров, дав обещание, не участвовать в боевых действиях в течение 18 месяцев.
Так российский адмирал развеял миф о неприступности мощной крепости с моря и покрыл славой Российский флот.