Найти тему

Концерт 15 февраля

Вчера и еще 17 февраля в КЗЧ Юровский исполняет две симфонии Гайдна. В обеих программах – рядом с сочинениями ХХ в. Он говорил неоднократно, что исполнителям сегодня важно прочерчивать связи между музыкой прежних времен и нынешней. Разъяснять их, демонстрировать. Потому что академическая музыка в сознании большинства людей делится на классическую и непонятную... Парадоксальным образом люди потеряли искусство своего собственного времени. Многие думают при этом, что понимают классику. И очень во многих случаях это им только кажется. Классики писали не рингтоны. На самом деле сегодняшний взгляд на творения прошлого невозможен без понимания пройденного с тех пор пути. То есть как классика проясняет искусство ХХ в., так и наоборот.

Йозеф Гайдн был взрослым музыкантом еще во времена Баха и Генделя, охватил собой всего Моцарта, стал основоположником венской классической школы и дожил до зрелого Бетховена. Гайдн – опорная стена европейского искусства XIX-XX вв., художник, чудесно соединивший в себе музыкальное ДО, ВО ВРЕМЯ и ПОСЛЕ, один из самых актуальных классиков.

Симфония «Морская буря» в интерпретации Владимира Юровского – это был рассказ о дерзающем человеке. В первой части он осмеливался... и замирал. Осмелился... замер... Осмелился. Во второй –успокаивался, чуть отступал и погружался в мечтания о чем-то таком сокровенном. В третьей – проникся уверенностью в себе и вышел в мир. Спокойно размеренное двигался вперед. А в четвертой – буря... А как же? Но мне кажется, он бурю выдержал.

После Гайдна играли концерт Богуслава Мартину для струнного квартета и оркестра, сочинение 1931 г. Неоклассическое произведение, то есть отсылка к тому же ХVIII в. Классическое кончерто гроссо в трех частях. В сердцевинке – ансамбль, ассоциирующийся с квартетами венских классиков, играл роль героя. Его обволакивал камерный оркестр времен Гайдна... Квартет Бородина так и располагался – полукругом вокруг дирижера, а вокруг него – оркестр... Язык Мартину несколько более современный, но очень внятный. Речь вообще-то о том же, человеку только стало сложнее...

Во втором отделении играли «Пульчинеллу» Стравинского «Балет с голосами на темы Перголези и других итальянских композиторов ХVIII в. Не помню, где, но я видела и хорошо помню костюмы Пикассо к первой постановке этого балета в 1920 г., в сезонах Дягилева. Но музыку эту, во всяком случае целиком – слушала впервые. Оптимистичная такая барочная история. Старинная вроде бы музыка, но, совершенно точно, – ХХ века. Вся классика, весь импрессионизм у нее позади. Художник ХХ в. здесь непосредственно вступает в тот самый диалог с прошлым, о котором говорит Юровский. Опирается на и отталкивается от него. Восхищается и спорит. Не всегда получается весело...
И снова я удивляюсь и восхищаюсь, как проницательно и точно дирижер составляет свои программы. Она же вся про ХVIII в., про его дерзания и его влияние на дальнейшую нашу жизнь...

Оркестр весь вечер играл малым, камерным составом. Музицировали по-настоящему, чудным звуком; духовые были прекрасны! ГАСО теперь не только в состоянии гастролировать в Вене. Они в Москве стали играть, как будто находятся в Вене. И это, собственно, главная заслуга Владимира Юровского, дирижера, взорвавшего московскую музыкальную жизнь.

На Меломане.ру уже есть запись концерта. Можно слушать и переслушивать.