Последние несколько десятилетий, мы уже начинаем забывать о том, что два столетия назад, границы Российской империи, а потом и СССР, расширились далеко на юг - в Закавказье.
И самым дальним форпостом на границах империи была небольшая крепость Мегри, расположившаяся на берегу древнейшей библейской реки Аракс, в окружении высоких скалистых горных вершин.
Первые упоминания о древней крепости относятся к XI веку, но наибольшую известность эти места обрели в период Русско-Персидских войн 1804-1813 годов. Эти войны завершились заключением победоносного для России Гюлистанского мира между Российской Империей и Персией.
Согласно Гюлистанскому и более позднему Туркманчайскому договору, Российской империи отошли территории современного Закавказья в границах от Северного Кавказа до Ирана с естественной границей в виде реки Аракс.
Мегри же с тех пор стал важным форпостом на дальних границах страны с гарнизоном сначала русской армии, а потом и 127-м мегринским Погранотрядом . Во - время Великой Отечественной Войны, именно через эти районы, советские войска во время Иранской операции стремительно заняли плацдарм в Северном Иране и блокировали совместно с Англией действия шахов как союзников Германии. Таким образом не дав открыться полноценному Закавказскому фронту.
В середине XIX века началось строительство Закавказской железной дороги, которая уже в 40 -х годах XX века связала Ереван - Нахичевань - Баку с Европейской частью страны.
Были построены десятки мостовых переходов, сотни километров насыпей, десятки галерей и тоннелей.
В послевоенные годы вдоль железной дороги также была проложена автомобильная дорога союзного значения Ереван - Мегри -Баку.
В те годы, советско-иранская граница считалась одной из самых закрытых территорий СССР в этой части страны, и не спроста. Начиная от станции Саатлы в Азербайджанской ССР и до станции Арарат в Армянской ССР во многих местах полотно пролегало буквально к государственной границе.
И даже спустя много десятков лет здесь остались КСП (контрольно - следовые полосы) госграницы и сигнальные сооружения. Со стороны Ирана же ничего - редкие пограничные вышки
В конце 80-х годов XX - века здесь вспыхнул Карабахский конфликт между Азербайджаном и Арменией, и железнодорожное сообщение было прервано. Навсегда. Стремительно слабеющий Союз не смог удержать некогда союзные республики от вооруженного столкновения и здесь вспыхнула война...
Позднее, в 90-е годы полотно было разобрано, а уже в 2000-е при строительстве Ираном ГЭС на Араксе были затоплены участки насыпей на территории Карабаха.
Сейчас можно проехать вдоль Аракса и почуствоват себя в "машине времени"
Сам же Мегри с развалом СССР начал приходить в упадок и из важного форпоста на границе империи превратился в захолустный районный центр
Отголоски советского прошлого, как немые свидетели десятилетий упадка и забвения
О бывшей станции Агарак, где и в советское время и сейчас располагается международный автомобильный переход в Иран, напоминает только ржавый остов пассажирского вагона
Но по - настоящему глубокое и сильное эмоциональное впечатление производит станция Мегри, остатки которой напоминают о былых временах. Пожалуй, это единственная сохранившаяся станция на участке дороги от Азербайджанского Горадиза до Ордубада в Нахичеванской автономии
А вот так выглядела станция в 80-х годах XX века
На вечной стоянке здесь осталось несколько локомотивов и десяток метров полотна
Совсем новый ТГМ судя по году выпуска так и не успел поработать на дороге
Внутри вокзала можно найти немного бланков железнодорожных билетов. Судя по датам на билетах, движение прервалось в 1990-м году. Живая история...
Добраться из Баку в Мегри можно было за 14 рублей
Бланки квитанций доплат и комбинированных билетов от 1984г
Кассовые отчеты за 1989г
И квитанции 30 - летней давности
Кем-то заботливо извлеченные из старого советского сейфа...
Странные ощущения вызвали увиденные картинки. Две империи ушли в небытие, отступив от границ территорий, за которые была заплачена высокая цена. Ну а мы же имеем возможность заглянуть в прошлое и увидеть такие картинки, которые в Советское время были доступны только пограничникам Мегринского погранотряда, да местным жителям...