Даже если вы совершенно не интересуетесь Формулой 1 – да даже если вообще вам не по нраву автоспорт – просто прочтите этот текст. Уверен, что вам понравится, ведь такую цепь событий нечасто встретишь даже в кино!
Итак, на дворе 23 мая 1982 года. Монако. Самая престижная и самая сложная гонка в календаре Формулы 1 – Monaco Grand Prix. На старт гонки вышли 20 участников – они ещё не знали, что всю дистанцию предстоит преодолеть только лишь одному из них! Причём далеко не фавориту…
Со старта первыми в гонку ушли пилоты Renault – стоявший на поул-позиции Рене Арну захватил лидерство, а вслед за ним умчался его товарищ по команде Алан Прост.
Первые потери пелотон понёс уже на четвёртом круге – из гонки выбыл Бруно Джакомелли, на Alfa Romeo которого срезало полуось. Затем развернуло Рене Арну и он пропустил вперёд Проста, остановились из-за поломок Элисео Салазар, Эдди Чивер, Жак Лаффит, Манфред Винкельхок, Джон Уотсон, Нельсон Пике, Ники Лауда, Кеке Росберг и Микеле Альборето.
Гонка приближалась к развязке – до финиша оставалось всего три круга. Лидировал к этому моменту всё тот же пилот Renault Алан Прост. Француз ещё не был чемпионом мира – свой первый из четырёх титулов он завоюет лишь тремя годами позже.
И всё бы хорошо, но в этот момент над трассой начался дождь. Прост в какой-то момент погорячился, его автомобиль поскользнулся и врезался в защитный барьер. Сход. С него и началась дальнейшая цепочка событий, которая больше походила на съёмки комедийного фильма…
Итак, первый лидер гонки остановился за три два с половиной круга до финиша. После схода Проста на первое место вышел Риккардо Патрезе – он ещё ни разу не выигрывал Гран При и для него это был огромный успех.
Точнее "мог бы быть" успех, ведь итальянец пролидировал меньше круга – пятно масла на асфальте, разворот на торможении и заглохший мотор. Это катастрофа, ведь заводить двигатель с толкача в Формуле 1 запрещено.
Остановка Патрезе привела к появлению нового лидера – на предпоследнем круге им стал Дидье Пирони из Ferrari. Итальянская команда выступала с одной машиной – на предыдущем этапе разбился всеобщий любимец Жиль Вильнёв и найти ему замену в Скудерии не смогли. Пирони был не в фаворе у болельщиков команды, но победа в Монако могла сыграть ему на руку…
Лидерство Дидье продлилось чуть дольше, чем для Патрезе – но лишь на пару поворотов. На последнем круге(!) француз остановился на въезде в тоннель – в его Ferrari закончилось топливо. Андреа де Чезарис, который должен был унаследовать лидерство, продержался на трассе после схода Пирони всего-навсего 10 секунд – он также остался без бензина.
Итак, это был уже четвёртый несостоявшийся лидер за два круга. Кто следующий? Им стал Дерек Дейли. К этому моменту его Williams уже ехал без заднего антикрыла. Но и он не удержал первое место – удар о барьеры, поломка коробки передач и всё, сход.
А новым лидером стал… Риккардо Патрезе! Судьи-таки вытолкали Brabham итальянца обратно на трассу, тот завёл мотор и поехал восвояси, чтобы добраться до финиша первым!
Итак, за два с половиной круга лидер гонки менялся пять раз – Прост, Патрезе, Пирони, де Чезарис, Дейли, Патрезе. Оставался лишь вопрос, сохранит ли Риккардо первое место, ведь ему помогли судьи?
Но нет – организаторы не решились на дисквалификацию, ведь итальянец оказался единственным участником, которому удалось проехать всю дистанцию гонки – на подиум вместе с ним поднялись уже сошедшие Пирони и Андреа де Чезарис. Даже после схода они остались в круге от победителя. Классифицированные четвёртым и пятым Найджел Мэнселл и Элио де Анджелис проиграли Патрезе больше круга.
В историю же вошли слова легендарного гонщика Джеймса Ханта, который комментировал эту гонку для британского ТВ. Чемпион сказал следующую фразу: «У нас тут какая-то странная ситуация – мы стоим на финишной черте, ждём победителя и никак не можем дождаться».
Видео последних трёх кругов Гран При Монако 1982 года найти не так просто, но мне удалось. Насладитесь этим "триллером", это того стоит: