В наше время некоторые родители в гонке за успехами ребенка стараются нагрузить его массой задач. Но многие из них не соответствуют возрасту малыша: например, чтение в три года. Отсюда у ребенка развиваются нежелание учиться, нелюбовь к чтению или равнодушие к книгам, а еще хуже – стрессы, психологические проблемы и проблемы в поведении. Раннее обучение – это не просто удовлетворение амбиций родителей, но и еще большие сложности. Об этом в интервью с нашим экспертом Юлией Голубихиной, педагогом-психологом высшей квалификационной категории и по совместительству мамой троих детей.
ЖШ: Юлия, на примере дошкольников видно, как хорошо они запоминают стихи, как дети радуются рифме. Но в школе поэзии уделяется уже меньше внимания, и к старшим классам ее практически целиком вытесняет проза. Как Вы считаете, больше поэзии в жизни детей и подростков повлияло бы на интеллектуальное развитие поколения?
ЮГ: Да, безусловно. Поэзия, рифма имеют огромное значение для ребенка. Посмотрим на те способы взаимодействия с ребенком раннего возраста, которыми мы пользуемся. Что это? Это включение раннего фольклорного жанра, то есть песенок, «потешек». Они интегрируются в развитие ребёнка уже в младенческом возрасте. Это одна из первых рекомендаций для молодых мам, спрашивающих, как им заниматься с ребёнком. Благодаря этому малому фольклорному жанру и начинается раннее развитие малыша. Но не соглашусь с тем, что в школе поэзии мало. Конечно, она уже не в таком виде, как в раннем дошкольном детстве: поэзия в школе более сложная. На примере моих старших детей могу сказать, что в старшем звене школы поэзия ничуть не уступает прозе. Пласт поэзии огромен. Поэтому говорить о том, что в школе сокращается объем изучаемой поэзии, я бы не стала. Она только усложняется.
ЖШ: Сейчас модно учить детей чтению как можно раньше. Есть ли в этом необходимость? Какой оптимальный возраст для обучения чтению и почему?
ЮГ: Если проанализировать те проблемы, с которыми родители приходят ко мне на консультацию, чаще всего они задают вопросы двух типов. В первом случае родители дошкольников переживают, а когда же начинать чтение, занятия со специалистами, изучение иностранного языка и прочее. А вот второй тип вопросов задают уже родители школьников: «Почему мой ребенок не любит читать?» или «Что сделать, чтобы ребенок полюбил чтение?». Когда стала задумываться, почему все время одни и те же вопросы, увидела взаимосвязь. Могу точно сказать, что ранее обучение – это не просто удовлетворение амбиций родителей, но и проблемы. Сложно даже сказать, для кого эта проблема больше – станет ли это в будущем проблемой ребенка или родителя. В свое время Лев Выготский и его ученик Алексей Леонтьев, великие корифеи психологии, вывели понятие о ведущем виде деятельности. Они говорили о том, что каждому возрасту соответствует свой вид деятельности. Например, от рождения до года – это эмоциональное общение с ребенком.
От года до трех – это период предметно-манипулятивной деятельности. В это время ребенок понимает, что это за предмет: малыш может озвучивать предмет или звуковой вокализацией, или слоговой озвучкой. Но это не только умение владеть данной вещью – понимание что такое предмет. С трех до семи лет – это сюжетно-ролевая игра, когда ребенок играет. И на этих этапах периодизации нет слова «обучение», потому что данному возрасту характерно играть и действовать. Как раз через игру и действие ребенка можно чему-то научить. Не читать, а, например, раскрашивать картинку, обводить. И это все будет являться как раз базой для дальнейшего обучения чтению. А возраст с семи до десяти лет – период начальной школы — как раз учебная деятельность. Каждый ребенок приблизительно к возрасту 5,5-6,5 лет готов воспринимать обучение. Именно в этот период ребенок, скорее всего, захочет сам научиться читать. Он начинает просить: «Мама, прочитай, что здесь написано», «Мама, мне кажется, это твоя буква?», «А вот эта папина буква, а вот это — моя!». Именно этот возраст является сензитивным (наиболее благоприятный период для формирования определенных психологических свойств и видов поведения – прим.ред.) для того, чтобы обучать ребенка чтению.