Перед прочтением этого материала отмечу, что «…я вам не скажу за всю Одессу…». В этой статье не будет написано ни слова про «Черкизон», «Садовод» и другие рынки-гиганты. В качестве примера классического вещевого рынка 90-х годов будет рассмотрен самый обычный провинциальный «Центральный» рынок города Иваново.
На «Центральном» в ту пору одевался едва ли не весь город. Куча тентовых палаток образовывали огромный «городок», где ежедневно с 9 утра до 15 дня шла бойкая (особенно по выходным) торговля. Здесь можно одеться с ног до головы по сходной цене. Люди перемещались от одного прилавка к другому, выглядывая нужную вещь покрасивее и подешевле. Продавцы всеми силами питались впарить турецко-китайский ширпотреб, говоря «вам очень идет» и иногда даже обещая «уступить» пару-тройку процентов от заявленной цены. Кстати говоря, ценников на товарах не было, стоимость приходилось спрашивать у продавца. Озвучивал же последний ее, оценивая платежеспособность покупателя. Например, мужчина в кожанке и меховой шапке и женщина в стареньком пальто готовы отдать разные суммы денег за одни и те же джинсы для сынишки.
Как вообще происходил поход на рынок за каким-нибудь предметом одежды? Обычно в нашей семье это мероприятие проходило по выходным. В вот в какую-нибудь из суббот мы с мамой отправлялись на рынок, чтобы купить мне что-нибудь. Приходили обычно часам к 10 утра, но уже тогда народу там было пруд пруди. Мы вливались в циркулирующий вдоль прилавков людской поток и начинали искать то, что было нужно. Когда находили что-то достойное внимания, интересовались ценой и, если та не была сильно кусачей, начиналась примерка.
Примерка на вещевом рынке 90-х – это отдельная история, о которой сегодня можно вспоминать только с улыбкой. Если человек примерял, скажем брюки, то он вставал на кусок картона в углу палатки, продавец отгораживал его от чужих глаз шторкой, ну а затем начинался непосредственно сам процесс примерки. Особенно люто было примерять вещи на уличном рынке в холодное время года. Совсем уж неудобно при температуре -20 °C примерить вещь, да ещё и сходу смекнуть, подходит она тебе или нет.
Если покупателя итогам примерки все устраивало, то сделка купли-продажи не заставляла себя долго ждать. В противном же случае продавец начинал предлагать примерить другие похожие и совсем непохожие модели. Если на его прилавке так и не находилось искомого, он мог отбежать на склад или к другим лоткам, чтобы предложить вниманию покупателей еще варианты. Продавцы нередко практиковали продажу товаров друг друга, за что реализатор имел свой небольшой процент. Если уж покупателя совсем ничего не устраивало, он отправлялся дальше, к другим прилавкам. Так продолжалось до тех пор, пока он не приобретал искомое или не отправлялся домой ни с чем.
А напоследок вот вам еще несколько фактов, бросившихся мне, как посетителю вещевого рынка в 90-е годы, в глаза.
ПРОДАВЦЫ-ВАЛЮТЧИКИ
Некоторые из продавцов были готовы продать вам не только джинсы или свитер, но и обменять иностранную валюту. Обычно такие торговцы носили на груди табличку с надписью «Куплю $/DM» (DM – немецкая марка). Некоторые занимались также скупкой ювелирных украшений.
МЕСТНЫЙ ОБЩЕПИТ
Каждый день посреди торговых рядов ходили люди с тележками, наполненными термосами и прочими пищевыми контейнерами. Они продавали еду и напитки продавцам, желающим подкрепиться. Особенно популярны их услуги были зимой. Не каждый продавец мог выстоять 6-8 часов на морозе без стаканчика горячего чая или кофе. Да и покупатели тоже иногда брали их товар, чтобы перекусить в процессе поиска нужной обновки.
ПРОДАВЦЫ-«ВПАРИВАТЕЛИ»
Некоторые торговцы были готовы на все, чтобы продать свой товар любыми средствами. Помню, как одна ушлая продавщица, которая пыталась «впарить» мне женские джинсы, приговаривая, как они на мне хорошо сидят. Или вот был еще один ушлый дядюшка-продавец, которых хотел втридорога (у одного из соседей оказалось на треть дешевле) продать мне страшного вида куртку, которая сгодилась бы только как «дачная» одежда.
АТЕЛЬЕ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ
Бывало так, что после примерки вещь не совсем хорошо сидела на покупателе. Но если уж очень хотелось ее приобрести, то на помощь приходили выходцы из Вьетнама, занимавшие на рынке пару палаток. За символическую плату они готовы были осуществить любые портные работы – укоротить штаны, подогнать платье по фигуре и т.д. Мне, правда, не приходилось к ним обращаться. Джинсы мне укорачивала мама, так как дома имелась швейная машинка.
МУСОР И ГРЯЗЬ ПОД НОГАМИ
Хоть «Центральный» и был укомплектован штатом дворников (я это знаю точно, так как мой двоюродный брат в студенческие годы там подрабатывал), на рынке было очень грязно. Под ногами вечно валялись окурки, картонки, упаковка от товаров и прочий мелкий мусор. Было очень неприятно ходить по такому «полю чудес».
P.S. Упомянутый в рассказе рынок действует и в наши дни. Правда теперь форма торговли стала более цивилизованной. Рынок представляет собой большой павильон, где теперь есть просторные торговые боксы и приличные примерочные кабины и даже несколько кафешек, где всегда можно перекусить.