Международная правозащитная организация Human Rights Watch выпустила годовой отчёт о соблюдении прав человека в мире. Главным лейтмотивом документа стал «несостоявшийся триумф популизма», о котором директор HRW Кеннет Рот впервые заговорил в своём одноимённом эссе.
К удивлению многих, обзор событий и тенденций 2017 года выглядит не таким пессимистичным, как предыдущий. Стремление государств решать все проблемы «с плеча», простыми и популистскими методами, сменилось, по мнению авторов, на более сложные и комплексные подходы.
В 2017 году мир охватили два разнонаправленных тренда: рост скептицизма по отношению к концепции прав человека и попытки ему противостоять. С точки зрения Human Rights Watch, правозащитный скептицизм выразился в отказе многих стран от активной защиты прав человека на международном уровне. Образовавшимся ценностным вакуумом с радостью пользуются авторитарные режимы, в том числе Турции, Китая, России и Венесуэлы, преследующие инакомыслящих внутри страны и продвигающие концепцию коллективизма (превалирования интересов коллектива над правами индивида), а также открыто поддерживающие правые популистские силы.
По мнению Human Rights Watch, гуманистический ответ не заставил себя ждать. Во многих странах, находящихся под влиянием правых или антидемократических идей, активизировалось гражданское общество. В некоторых ситуациях, как, например, с попыткой закрыть Европейский университет в Будапеште, именно позиция гражданского общества сыграла решающую роль.
Не менее важную роль в отстаивании прав человека на международной арене в 2017 году играли страны скромной «весовой категории», такие, как, например, Нидерланды, инициировавшие расследование военных преступлений в Йемене, пока США, Великобритания и Франция продолжали поставлять туда оружие, обостряя обстановку. К инициативе Голландии присоединились Канада, Ирландия, Бельгия и Люксембург.
Неординарный шаг предприняло княжество Лихтенштейн. Стремясь преодолеть постоянное вето ряда стран-членов Совета Безопасности ООН на попытки призвать Сирию к ответу перед Международным Уголовным Судом, Лихтенштейн смог собрать в Генеральной Ассамблее ООН коалицию государств, которая 105 голосами против 15 проголосовала за создание механизма по сбору свидетельств о массовых нарушениях прав человека. Таким образом, в скором времени можно ожидать создание специального Сирийского трибунала.
Примером выдающейся жестокости, к которой может привести правый популизм, в 2017 году явилась ситуация на Филиппинах, где массовые убийства людей под предлогом борьбы с наркоторговлей продолжаются уже полтора года. Пока крупные игроки в регионе продолжали быть озабочены территориальными спорами в Южно-Китайском море, ключевые попытки приостановить массовые внесудебные казни исходили от... Исландии, неоднократно поднимавшей этот вопрос в Совете по Правам Человека ООН.
Важным источником поддержки жертв массовых нарушений прав человека стали мусульмнские общины по всему миру, предпринимавшие попытки спасти единоверцев, бегущих от преследования в Мьянме. Этническая чистка мусульман рохинджа, устроенная правительством Лауреата Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи, вынудило 650 000 человек бежать в Бангладеш и другие страны в поисках защиты.
С точки зрения авторов годового отчёта Human Rights Watch, несмотря на множество страшных событий в мире, отчаяние 2016 года сменилось в 2017 году реальными действиями. В семидесятую годовщину Всеобщей Декларации Прав Человека правозащитники призывают продолжать создавать механизмы и способы защиты людей, проявлять солидарность и вместе искать комплексные ответы на сложные вызовы и вопросы, стоящие перед человечеством.