Если Вам нравится море, ветер и яхты, а еще Вы хотите попробовать яхтенной романтики на вкус, то пора начинать обучение. Эти статьи не будут заменой обучению в яхтенных школах, но однозначно дадут знания для старта и даже смогут сделать из Вас матроса.
Яхтенные школы дадут Вам права рулевых при успешной сдачи экзаменов, но не всегда дадут хорошие практические знания. Однажды, на нашей яхте сдавали экзамены выпускники одной такой школы. Студенты из секции нашего университета легко утерли бы им нос в практике, но не в теории.
Театр начинается с вешалки, а парусный спорт с парусов.
Виды парусов
Прямые и косые.
На современных парусных яхтах используют косые паруса. Но и прямые паруса до сих пор в ходу. Прямые устанавливаются на реях (горизонтальная балка на мачтах) и чаще всего имеют форму прямоугольника или трапеции.
Управлять прямыми парусами еще не повезло, поэтому сразу к косым.
Косые паруса крепятся к рангоуту (мачте) или к снастям передним краем - передней шкаториной. Разновидностей косых парусов очень много. Но широкое распространение получили бермудские паруса. Поэтому, как только Вы ступаете на борт крейсерской яхты, советую найти длинную (бывают пластиковые, металлические и деревянные) "палку".
Эта "палка" - гик (горизонтальное рангоутное дерево, одним концом (пяткой) подвижно скреплённое с нижней частью мачты парусного судна). Именно от гика нужно уклоняться во время поворота, и именно на гик крепится нижняя шкаторина паруса, который называется грот.
Передняя шкаторина грота крепится к мачте. Задняя шкаторина остается свободной, для жесткости паруса в нем предусмотрены лат-карманы, в которые вставляются латы (гибкие длинные пластины). У любого паруса кроме шкаторин есть еще три угла: фаловый, шкотовый и галсовый.
Фаловый угол нужен для того, чтобы поднимать и опускать парус. Этот угол обычно самый маленький и его образуют передняя и задняя шкаторины. Галсовый угол образует передняя и нижняя шкаторины, а шкотовый задняя и нижняя.
Второй парус называется стаксель. Передней шкаториной он крепится не к мачте, а к штагу (часть стоячего такелажа, удерживающая мачту от падения на корму). На современных яхтах имеется закрутка, которая позволяет хранить стаксель прямо на штаге и при необходимости дает возможность быстро уменьшить площадь парусности (например в штормовых условиях).
Парусность грота уменьшают за счет взятия рифов, но во многих крейсерских яхтах уже устанавливают закрутки грота в мачту. Но уменьшение парусности негативно влияют на паруса, поэтому лучше всего устанавливать паруса по погодным условиям, вместо того чтобы брать рифы.
Видов парусов огромное множество, но для начала достаточно уметь обращаться с этими двумя. Существуют паруса для штормовых условий (трисель и штормовой стаксель), для полных курсов (спинакер, генакер, кодзеро и другие) и некоторые другие.