www.washere.ru
Как же красиво в предгорье с утра. Во всяком случае, при хорошей погоде. Солнце только поднимается над каньоном и золотит вершины. Кругом кедры и лиственницы, шум реки и воздух, вкуснее которого нет нигде. Ну да хватит о красотах.
Первый раз, наверное, мы собрались так быстро. Часа полтора. И то, потому что не могли долго котелок вскипятить. Все-таки времени на приготовление даже самой простой пищи уходит порядочно - а здесь все быстро и просто. Сублимированный творог, какао. Часть времени тратится и на лечение боевых ран. У нас уже сбиты пальцы на ногах, правда, сильных мозолей нет. Заклеили пластырем от мозолей из аптечки. Дорогущий, но в данном случае реально помог. Дальше все стандартно - сбор рюкзаков и в путь.
Идти по нашей терраске было довольно удобно. Ощущалось даже некое подобие тропы. Беглый анализ окружающего ландшафта показывал, что это единственный нормальный путь вдоль реки. Так что эта тропа вполне могла быть и человеческой. Хотя утверждать не берусь. Но терраска постепенно сужалась и метров через триста закончилась. Спустились с обрывчика, хватаясь за корни, и пошли вдоль реки по камням. Затоны и рукава получалось обходить не разуваясь. Река потихоньку начинала забирать вправо, Стены каньона начали расходиться в стороны и вскоре мы шли по относительно ровной каменистой площади, шириной под километр. Река была справа, и вдоль нее рос ненавистный "бамбук". А мы, здраво посудив, что повторять все изгибы реки нам не стоит, пошли прямо по каменистой площадке. Деревца на ней были невысокие и стояли такими ровными рядами, что казалось, что это следы человеческой деятельности. Между этими рядами было метра по два, что позволяло с комфортом идти, переходя с ряда в ряд. В каком-то месте нашли старое кострище, красиво обложенное по кругу камушками - пожалуй, первый след пребывания человека на Молоконе, что нам встретился. Метров через 300-500 каньон вновь начал сужаться. На камнях мы увидели второй след пребывания человека - здоровый кусок обшивки рафта или катамарана. Не знаю, может, конечно, по большой воде Молокон и проходим, но я бы не рискнул. Видно здесь риск тоже не оправдался.
Дальше пошли по камушкам вдоль реки. Она петляла, нам ничего не оставалось, как повторять ее изгибы. Водопада видно не было, но явственно угадывался единственное место, где он мог находиться - разрыв в каменной стене. Слева от нас стеной стояли какие-то заросли, и тут в них появился разрыв. Такой лесной тоннель, со стенами из кедров, коряг и кустарника и ровной, словно мощеной дорогой. Выглядело потрясающе. Русло Молокона опять забирало вправо. По идее перед нами было старое русло реки или его паводковый вариант. По идее, выше оно должно было соединиться с основным, где-то выше. Но это по идее. Решили рискнуть. Метров сто наша "дорога из желтого кирпича" была абсолютно ровной. Потом на ней появились провалы и горки, лежащие поперек бревна и коряги, Следы старых водопадов. Но для нас она была местной магистралью. И на всем протяжении каменистое дно старого русла было как брусчатка. И нигде ни чем не заросло. В этом "тоннеле" было гораздо темнее и холоднее чем на открытом месте - очень необычные ощущения. Шли, наверное, полчаса, периодически останавливаясь на съемку. Но за счет удобства шли намного быстрее - считай как по тропе. Как и предполагали, в какой-то момент в конце тоннеля более яркий свет буквально ударил по глазам, и мы опять вышли на берег Молокона. Не могу сказать точно, мы вдоль русла не шли, но есть предположение, что этот "тоннель" сэкономил нам около часа времени.
Выйдя на берег, мы увидели вдалеке слева водопад. Все – цель наконец-то видна. Правда, дойти до нее было не так просто. Наш берег довольно круто уходил вверх, а откос весь зарос каким-то большим кустарником с толстыми стволами. Что-то типа стланика, но лиственного и помощнее. Противоположный представлял нагромождение больших камней и был проходим тоже не везде. Лучшей дорогой являлось русло Молокона. Поэтому мы переобулись и пошли вдоль реки. Здесь вода была в основном ниже коленей, и не такой сильный напор, хотя встречались и глубокие места - их просто надо было обходить. Наверное, метров 200 мы шли по реке. Все неплохо, за исключением холода. Правда в какой-то момент привыкаешь, и чувствовать его перестаешь. Откос с левого берега закончился, и мы опять вышли на твердую землю... Точнее камень. Переобулись обратно в ботинки. Берег периодически прижимал нас к реке, но мы умудрялись проходить препятствия без переобувания. Где-то прыгали по камням, где-то проходили по щиколотку в воде. Пару раз пришлось залезать на огромные валуны. В одном из таких валунов было несколько лужиц с алой, как кровь водой - либо какие-то минералы, либо водоросли. Потом началась осыпь - следы камнепада. Мы пошли по кромке этой осыпи. Вскоре из-под камней начали выбиваться струи воды. Несколько ручьев, образованных водой из водопада. Сам водопад был ровно по левую руку от нас. Высоко.
Мы повернули и начали подниматься. Старались идти левее ручья, здесь он уже тек по поверхности камней, разделяя осыпь на несколько кусков. Метров через 100-150 подъема под камушком аккуратно сложили рюкзаки, взяли только фотоаппаратуру и палки. Поднялись еще метров на 50, а там еще одна осыпь - перпендикулярно руслу. Такая четкая половина конуса, насыпанного камнепадом. Камни довольно крупные поначалу, становились все мельче и ненадежнее чем выше и дальше по осыпи мы забирались. Дэн пытался подняться параллельно ей, но тоже не преуспел. Я же штурмовал в лоб. До конца осыпи оставалось метра три, но преодолеть я их никак не мог. Камни превратились в смесь песка и щебня, и любой шаг на них был чреват. Тебя просто сносило вниз на несколько метров, осыпая мелкой щебенкой. Опасно и безрезультативно. После трех попыток я оставил затею, хотя было обидно - реально три метра пройти оставалось. В строительстве это называется сегрегация - расслоение. Крупное внизу, мелкое вверху. Обратно спускаться с этой осыпи по катящимся камням было тоже непросто. В целом на этот бесполезный штурм мы потратили минут пятьдесят. Спустились и стали решать, как быть дальше. Существовала только одна возможность пройти участок - прямо по руслу ручья. За ним начиналась вертикальная скала - не наш вариант. По ручью идти оказалось проще, чем я думал. Надо было только преодолеть пару больших камней в начале маршрута, да еще не зачерпнуть воды ботинками - выбирать места помельче. Единственное - мокрые камни неимоверно скользкие. Если сравнивать со льдом - в разы более скользкие. Поэтому шли очень аккуратно, с постоянной опорой на 3 точки, без права на ошибку. Здесь бы каски ой как пригодились, но они дожидались нас в дне пути отсюда под кедром. Пару раз - на подъеме и на спуске я слегка поскальзывался - выручали палки.
От осыпи поднялись метров на 120 где-то. У большого валуна, разделяющего ручей на два рукава - большой и маленький остановились. Выше решили не идти. Не потому что устали, а с точки зрения художественной ценности месторасположения - здесь водопад и нас на фоне него снимать было удобнее всего. К чаше водопада, насколько я читал по немногочисленным отчетам подняться нельзя.
Долго фотографировались, шутили, радовались - достигли хоть и промежуточной, но цели. У меня в кармане лежала приготовленная сигара. По замыслу мы должны были раскурить ее после прохождения перевала Солнечный, но поскольку мы изменили маршрут - самой символической точкой для нас стал водопад. После подъема и на голодный желудок вкус сигары был ужасным. Дэн втянул дым один раз и отказался от этой затеи. Я мучился, но до половины докурил. Вторую половину положил под камень у скалы. Была идея сделать этот момент как в передаче "Орел и решка", но не засняли.
В плане нагрузок и опасности прохождения, спуск был несколько тяжелее подъема. Но до рюкзаков дошли нормально. Единственное, я уронил себе на ногу камень. Несильно, но ровно в то место, где у меня только зажила предыдущая травма. Хватило пару раз залить ее перекисью водорода, и о травме можно было забыть. У рюкзаков устроили маленький обед. Затем, взвалив их на спину, пошли вниз. Дэн шел впереди и выбрал почему-то другой маршрут для спуска - сквозь кусты и овражки, но в итоге к Молокону мы вышли. Времени было около двух, а может быть и начало третьего. Долго мы провозились с водопадом, но эмоции, правда, переполняли.
Обратно тем же путем. Камни, берег. Но по руслу не пошли. Было лень переобуваться, поэтому полезли через кусты по откосу. Что было проще и дольше по времени - вопрос спорный. Дошли до лесного "тоннеля" и в него. Вообще обратно было идти намного легче. Ты знал все неприятности, которые тебя подстерегают и способы их преодоления. Кроме того, как показал этот и тем более следующий день - появилось чутье и понимание. Я научился находить старые русла, идти по которым было значительно проще. Мы начали сокращать количество переправ, не в ущерб сложности маршрута. Дэн же безошибочно начал чувствовать лучшие места для стоянок. Но об этом потом. Мы же пересекли тоннель, каменное плато, вышли на нашу терраску и дошли до места ночевки. Раза в полтора быстрее, чем мы шли туда. Не останавливаясь, прошли наш бывший лагерь и снежник на откосе горы. Не знаю, может чувство того что мы дошли до цели, может какая то появляющаяся адаптация, но мы шли очень легко, полные как физических, так и моральных сил. Хотя может это так работала гуарана, которую мы принимали утром и в обед. Очень часто мы находили наши же следы. Иногда в виде отпечатков на песке, иногда в виде сломанной ветки или сдвинутого в сторону препятствия. Иногда, уже представляя, как течет река, мы шли абсолютно новой дорогой, срезая путь между ее изгибами. В большинстве случаев выигрывали. Бывало, правда, нас заносило на осыпи от камнепадов, которые мы не проходили. А один раз занесло на участок снесенного камнепадом леса. Там было тяжело. Все стволы вперемешку с камнями, заросшие карликовой березой. Проходили участок буквально на ощупь. Под ногами не было видно ничего.
Мы быстро преодолели расстояние от места нашей ночевки до ручья Изумительный. Попутно умудрились отказаться от двух переправ, стараясь пройти по камням, не зачерпнув воды. Дэн один раз черпанул, но не сильно. У него предельно допустимый уровень погружения ботинка был меньше моего. Колено уже начинало болеть, но не сильно. Да и силы еще были. Мы шли по старому руслу, Молокон был слева от нас метрах в пятидесяти. Русло было поросшее, но на нем явно выдавалась звериная тропа, которая и была основной нашей дорогой. Внезапно, метрах в двадцати впереди, дорогу пересекло животное. Быстро, я толком и рассмотреть ничего не успел, но адреналин сразу ударил в голову и по ногам. Дэн шел сзади - не видел. Я, правда, не преминул сразу поделиться радостью. Потом уже думали - скорее всего, это был кабан. Абсолютно черный силуэт был - сантиметров 40-50 в холке. Больше некому. После этого случая и до конца дня - орали каждую минуту.
Что мы подходим к водопадам, тоже почувствовали. Потом я сверился с редкими маршрутными точками на навигаторе, и мы приняли решение уходить наверх. Чтобы не повторять прошлых ошибок и не загонять себя в ловушку. А еще, что бы не цепляться зубами за всякие корешки. Нашли более-менее подходящее место и, пользуясь деревьями, росшими на склоне, поднялись метров на 20 на верхнюю террасу. Не скажу, что подниматься было легко, но всяко легче, чем мы это делали вчера. Тем более тут было чистенько из-за мха. Поднявшись, обнаружили полянку, покрытую слоем чешуек от орехов. Кто их там ел - неизвестно, хочется надеяться бурундуки. Метров через сто поднялись еще выше и почти сразу обнаружили тропу. Никто не питал иллюзий, что она человеческая. И потому как она петляла и потому, где проходила, было понятно, что тропинка звериная. Единственное, мы надеялись, что она кабанья, а не медвежья. Повод для оптимизма был - какашки на тропе были не мишкины. С тропой нам реально повезло. Мы ее почти не теряли и шли по ней больше километра, ну или мне так показалось. За это время высокогорный ландшафт сменился несколько раз - мох и огромные кедры, мох и огромные валуны, мох и стланик. Прикинув, что мы обошли участок с водопадами, решили спускаться. Нашли подходящее, как нам казалось, место, и рванули почти перпендикулярно вниз, от дерева до дерева. Уклон был очень солидный, и мы быстро поняли необходимость спускаться траверсом. До реки спустились без приключений. Три огромных кедра на противоположном берегу оставались метрах в двухстах сзади.
Пока шарились по высокогорью наступил вечер, солнце потихоньку стало покидать каньон. Решили идти пока есть возможность и искать подходящее место ночевки. Шли бодро. Каждые полчаса я себе и Дэну напоминал о необходимости установки лагеря. И напоминал не, потому что устал, не потому что проголодался, а из-за страха. Когда несколько дней идешь, фигурально выражаясь, по щиколотку в медвежьем дерьме, то наступление темноты тебя пугает довольно сильно. Шли, все никак не находя нужного места. Восемь часов, полдевятого, девять. А мы все либо на каких-то осыпях, либо продираемся через бамбук, либо шагаем по смородине. Солнце ушло, и наступили сумерки. Понимая, что дальше просто писец, предлагаю Дэну ставить лагерь в кустах смородины. Тупо больше негде. Дэн предложил посмотреть островок, который порос "бамбуком" и отделялся от нас рукавом реки. Именно на этом островке мы нашли идеально ровную площадку под палатку. Было принято решение - здесь. Время было почти полдесятого.
Следующие минут сорок мы провели в абсолютной тишине. Молча, мы сбросили рюкзаки. Молча я начал ломать веточки и разводить костер. Дэн, молча, пилил дрова. Молча, расставили палатку, расчистив площадку от мешавших камней. Натянули шнур для сушки вещей, тент, поставили воду. Первый раз заговорили, когда Дэн налил спирт, рядом с полыхающим костром. Огонь успокоил и придал уверенности, что никто не придет. Я понюхал одежду - она воняла. Поэтому еще полчаса мы потратили на стирку вещей и себя. Правда, героически искупаться в Молоконе не получилось. По очереди дошли до глубины - по колено и кое-как обмылись. Занырнуть в ледяную воду ни у кого силы воли не хватило.
Потом мы ужинали, пили чай и спирт и даже пытались что-то записывать на видео. Сало было божественно вкусным, чай офигенно теплым, настроение веселым. Чувство того что мы достигли цели, хоть и не основной грело. Заснул я в тот день тоже моментально.