У любой компании наступает момент, когда она достигает своего потолка. И как ни крутись, какие механизмы ни задействуй, больше выручки сделать не удаётся. В этом случае целесообразно рассмотреть возможность масштабирования – физического увеличения бизнеса. Расскажем о том, как небольшой компании нащупать свой путь к расширению бизнеса.
За счёт чего можно начать расширение бизнеса
Разложим процесс расширения бизнеса на несколько составляющих:
Ассортимент
Первое и зачастую самое простое, с чего можно начать. Дополнительные товары или расширение перечня услуг можно найти в любой нише. Грамотная работа по upsell и cross-sell позволяет значительно повысить эффективность бизнеса. На человекочасы это, в основном, не влияет, но средний чек повысить с помощью данного пункта можно достаточно легко.
Торговые площади
Если вы решили увеличить ассортимент, то логично задуматься и о расширении торгового пространства. Если невозможно реализовать больше продукции в рамках уже существующей площади, решений может быть два, и использовать их можно как по отдельности, так и вместе: переезд в более просторное помещение и/или развитие онлайн-канала.
География
Не стоит забывать о локационном факторе. Если мы говорим про оффлайн-бизнес, то это открытие точек как в других районах города (актуально больше для мегаполисов, но зависит и от специфики бизнеса), так и в других городах. Расширение географии деятельности может достигаться за счёт собственных инвестиций компании, а также за счёт открытия программы франчайзинга.
Проблемы и риски при масштабировании
Основная проблема, которая обычно возникает у предпринимателя при масштабировании - деньги, а точнее их нехватка. Поэтому очень часто для реализации масштабирования берётся кредит или же ищутся иные инвестиции. Но кроме дефицита средств есть и иные проблемы, многие из которых также могут подпортить жизнь вашему бизнесу.
Проблема с поиском поставщиков и ценообразованием
Существует один, но очень существенный подводный камень - новый ассортимент может оказаться более востребованным, чем то, что вы продаёте сейчас. При этом из-за отсутствия объёмов продаж по новым позициям закупочная цена для вас будет более высокой, чем для более опытных в данной нише игроков. Соответственно, и розничная цена будет выше, что легко просматривается на сайтах товарных агрегаторов и сервисов сравнения цен (особенно если это Интернет-магазин). Таким образом, расширив ассортимент, вы всё равно не получите должного повышения спроса, и масштабирование будет неэффективным.
Проблема с подбором помещения
Характерна для оффлайн-бизнеса. Поиск может продолжаться месяцами, поскольку крайне важно выбирать не по принципу «нравится/не нравится», а с учётом множества факторов: плотности населения в районе, городской инфраструктуры, средних доходов населения и ещё огромного количества нюансов, которые усложняют поиск, но, в конечном итоге, дают результат.
Тем не менее, нужно быть готовым к тому, что поиск нового помещения может очень сильно затянуться, особенно в небольших городах с недоразвитым рынком коммерческой аренды, в которых соответствующих вашим требованиям свободных помещений может просто не оказаться. Тогда вам придётся либо «перебивать» существующих арендаторов ценой, либо искать другие локации.
Логистика
В ритейле это одна из основных проблем, с которыми вы столкнетесь при расширении географии, развитии франшизы или дропшиппинга. Необходимо выстроить все процессы, чтобы качественно и в срок доставлять клиенту заказанный товар. Для решения проблемы вам придётся или развивать свою собственную логистическую базу (дорогое и сложное решение, зачастую непосильное для проектов без внешних инвестиций), или же подключать к доставке курьерские службы (малому бизнесу к ним, как правило, обращаться намного выгоднее).
При этом выбор партнёра по логистике будет напрямую влиять на оборот ритейлера – «проблемный» партнёр, срывающий сроки, не только оттолкнёт от вас уже существующих (прежде, возможно, лояльных) клиентов, за привлечение которых вы уже заплатили, но и может привести к реальным убыткам – за повреждённый или потерянный товар вам скорее всего придется самостоятельно заплатить клиенту, и лишь потом надеяться на возмещение со стороны логистической службы.
Банальная неизвестность
Как бы вы не были готовы, вы всё равно вступаете на неизведанную для вас территорию. Например, для повышения оборота и эффективности вам жизненно необходимо открыть интернет-канал, но если вы никогда ранее не связывались с интернет-маркетингом, то банально не знаете, что нужно сделать, чтобы о вашем магазине узнали, где искать нужных людей и с чего начать. Вам придётся искать специалистов, разбирающихся в этой области или обратиться в маркетинговое агентство.
Оценка масштабирования и точки роста
Теперь о том, как оценивать процесс масштабирования, так называемые точки роста -факторы, на которые стоит обращать внимание, чтобы понимать, развивается ли ваш бизнес в правильном направлении.
Трактовка точек роста может быть абсолютно различной - это вопрос скорее интерпретации и глубины. Кто-то измеряет по отделам, т.е. учитывает рост отдела продаж, отдела маркетинга и т.д., но мы считаем, что это неверно, поскольку у каждого отдела есть свои показатели. Поэтому, на наш взгляд, следует выделять общие точки в целом:
- LTV (пожизненная стоимость клиента) – «срок жизни» клиента;
- Увеличение производительности в бизнесе;
- САС - стоимость привлечения клиентов.
LTV - пожизненная стоимость клиента
Любое качественное масштабирование - это усиление бренда. Задача предпринимателя –сделать так, чтобы при возникновении проблемы клиент, решение ассоциировалось с конкретным брендом. Важно понимать, что человека, покупающего в магазине бутылку воды, интересует не сама вода, а утоление жажды – то есть любой бизнес должен в первую очередь отвечать на потребности клиента, решать его проблему, а не просто что-то ему продавать. Клиент, проблема которого решена максимально эффективно и быстро, с гораздо большей вероятностью вернётся к вам снова. Так владелец бизнеса конвертирует разовые покупки в постоянные.
Увеличение производительности в бизнесе
Любая производительность - это деньги, а её рост - это сохранение или уменьшение расходов с увеличением дохода на единицу времени. Один из основных трендов на рынке, интерес к которому обусловлен именно этой способностью к наращиванию производительности – это автоматизация процессов. Её внедрение избавляет от рутинных задач и даёт возможность направить все силы на коммерчески-выгодные работы и итерации.
САС - стоимость привлечения клиентов
Ещё один не менее важный фактор оценки роста бизнеса. САС измеряет, сколько средств затрачено на привлечение одного клиента. Здесь речь идёт про эффективность отделов маркетинга и продаж. Необходимо оптимизировать всю воронку продаж, чтобы получить снижение данного показателя.
В качестве резюме скажем: любое масштабирование бизнеса – это риск, и рисковать или нет - дело каждого. Но если грамотно подойти к вопросу масштабирования и заручиться поддержкой специалистов, то есть все шансы выйти из замкнутого круга и сделать серьёзный шаг в сторону развития своего бизнеса.