Разработка это машины началась в КБ Туполева 1963 году, самолёт предназначался для замены Ан-10, Ту-104. Изначально Ту-154 получил три двигателя НК-8-2, которые впоследствии были заменены на более мощные НК-8-2У. Создание первой опытной машины было завершено в 1966 году, а 3 декабря 1968 года самолёт совершил свой первый полёт. Машиной управлял лётчик Сухов. Ту-154 разрабатывался для работы не линиях средней дальности, и мог перевозить от 152 до 180 пассажиров. В дальнейшем дальность полёта Ту-154, в версии Ту-154М (изначально Ту-164), была увеличена с 2 650 км до 3 900 км.
Серийное производство Ту-154 началось в 1970 году на авиационном заводе в Куйбышеве, а с 1984 началось производство Ту-154М, на эти машины устанавливались двигатели Д-30. Серийное производство было завершено в 2013 году, правда некоторое время назад были идеи доделать машины из задела, но чем это закончилось я не знаю. Всего же за сорок три года было выпущено 1 026 машин всех модификаций. Самой массовой модификацией Ту-154 был вариант Ту-154Б-2, всего было построено 382 машины, одна из них представлена в музее, СССР-85470. Ту-154М было произведено 320 машин.
Эксплуатация Ту-154 продолжается по сей день, правда многие АК уже вывели этот тип из своего парка. Начала эксплуатация Ту-154 9 февраля 1972 года рейсом Москва - Минеральные воды. Вывод Ту-154 из эксплуатации начался в 2000-х годах, в 2008-2009 году он был выведен из парков "Сибири" и "Аэрофлота", в 2011 году Ту-154 был выведен из парка "Уральских Авиалиний". Так же этот тип активно поставлялся на экспорт, всего было экспортировано 150 машин. На данный момент Ту-154 эксплуатируются в АК "Алроса", а также в ВКС РФ.