Найти тему

Усадьба Лутовиновых и церковь Сергия Радонежского

Всем привет. Сегодня расскажу вам об ещё одной заброшенной церкви в с. Куренное, как ни странно, с богатой историей.



Фото 1.
Фото 1.
Итак,  перед нами церковь Сергия Радонежского, 1904 года постройки в с.  Куренное. Само название Куренное происходит от слова "Курень", что  означает временное пристанище. Примерная дата основания 1788 г. 

Фото 2.
Итак, перед нами церковь Сергия Радонежского, 1904 года постройки в с. Куренное. Само название Куренное происходит от слова "Курень", что означает временное пристанище. Примерная дата основания 1788 г. Фото 2.
История  строительства этой церкви начинается в XIX веке. Строил её дальний  родственник И.А. Тургенева поручик Михаил Африканович Лутовинов на свои  средства. Он лично выбирал проект и место для постройки. К проекту  храма, несомненно, приложил руку архитектор Станислав Людвигович  Мысловский, любитель русской и византийской старины. Строительство храма  закончилось в 1894 году.  Церковь освятили в 1904 году в честь  преподобного Сергия Радонежского. Любопытно, что храм ориентирован не с  запада на восток, а с севара на юг. 
Да и службу в храме вел сам  помещик – Михаил Африканович и его сын – Стефан Михайлович Прибыловский.  На службу ходили даже из соседних деревень. Говорят, что церковь эту по  каким-то причинам епархия так и не признала, а по другой версии служил  там священник  Прибыловский, который потом уехал в Воронеж. Дом  священника располагался рядом с церковью. 
Как церковь выглядела раньше хорошо иллюстрируют гансовские фотки. Фрицы любили попозировать на фоне храма.
История строительства этой церкви начинается в XIX веке. Строил её дальний родственник И.А. Тургенева поручик Михаил Африканович Лутовинов на свои средства. Он лично выбирал проект и место для постройки. К проекту храма, несомненно, приложил руку архитектор Станислав Людвигович Мысловский, любитель русской и византийской старины. Строительство храма закончилось в 1894 году. Церковь освятили в 1904 году в честь преподобного Сергия Радонежского. Любопытно, что храм ориентирован не с запада на восток, а с севара на юг. Да и службу в храме вел сам помещик – Михаил Африканович и его сын – Стефан Михайлович Прибыловский. На службу ходили даже из соседних деревень. Говорят, что церковь эту по каким-то причинам епархия так и не признала, а по другой версии служил там священник Прибыловский, который потом уехал в Воронеж. Дом священника располагался рядом с церковью. Как церковь выглядела раньше хорошо иллюстрируют гансовские фотки. Фрицы любили попозировать на фоне храма.


Фото 3.
Фото 3.

И так кем же был М.А. Лутовинов? Он приходится дальним родственником Ивану Тургеневу, а точнее его матери Варваре Петровне Лутовиновой. Дело в том, что существовала и вторая ветвь Лутовиновых, которая проживала в Семейской волости Острогожского уезда. Ветвь берёт начала от прапорщика свиты царя Петра I Петра Наумовича Лутовинова. Его праправнук Михаил Африканович Лутовинов воспитывался в Московском кадетском корпусе, затем служил в Уланском Санкт- Петербургском полку, был награжден орденом Святой Анны с надписью «За храбрость».
В 1870 году отставной поручик Михаил Африканович Лутовинов женился на Анне Ивановне, дочери землевладельца Острогорского уезда, поручика Ивана Стефановича Голованева. Вместе с женой он получил земли и хутора Куренное и Кокаревка. Отставной поручик очень любил лошадей и в усадьбе в хуторе Куренное он содержал конезавод по разведению породистых рысаков.

Здесь располагался усадебный дом. К сожалению, от него почти ничего не осталось. А так красиво его описывает Лариса Криггер. 
«Усадьба  размещалась в северной части хутора на своеобразном "полуострове",  образованном каскадами небольших прудов, в окружении пейзажного парка.  Здесь стоял жилой двухэтажный дом с террасами, обращенными к прудам, на  запад и в сторону церкви». Дом семьи Лутовиновых отапливался из-под пола  соломой, до революции внутри здания у них были уже чугунные трубы и  вода в них. Тепло расходилось от горящей соломы по трубам.
Этот сарай  и есть вышеописанная усадьба, да, да, мы же в Воронежской области,  здесь к сожалению, красивых усадеб провинциальных почти не сохранилось. 

Фото 4.
Здесь располагался усадебный дом. К сожалению, от него почти ничего не осталось. А так красиво его описывает Лариса Криггер. «Усадьба размещалась в северной части хутора на своеобразном "полуострове", образованном каскадами небольших прудов, в окружении пейзажного парка. Здесь стоял жилой двухэтажный дом с террасами, обращенными к прудам, на запад и в сторону церкви». Дом семьи Лутовиновых отапливался из-под пола соломой, до революции внутри здания у них были уже чугунные трубы и вода в них. Тепло расходилось от горящей соломы по трубам. Этот сарай и есть вышеописанная усадьба, да, да, мы же в Воронежской области, здесь к сожалению, красивых усадеб провинциальных почти не сохранилось. Фото 4.
В усадебном доме располагался деревенский клуб и библиотека. 

Фото 5.
В усадебном доме располагался деревенский клуб и библиотека. Фото 5.
После смерти Михаила Африкановича похоронили в церкви. Его остатки находятся где-то здесь до сих пор... 
У  помещика было три дочери: Мария, Елена и Александра. Одна из них,  Александра Михайловна, жила в доме своего отца, и когда он умер, вела  наследство. Похоронили его в церкви. При жизни помещик занимался  табаководством, имел птицеферму. Другая дочь была замужем за немцем, а  третья жила в Москве. Во время раскулачивания выехала за границу.
С  приходом к власти большевиков где-то в конце 20-х храм закрылся.  Расписать его так и не успели. Дочь Михаила Лутовинова Александра  Михайловна ввиду репрессий и раскулачивания оставляет усадьбу и  отправляется в направлении Подгорного. 

Фото 6.
После смерти Михаила Африкановича похоронили в церкви. Его остатки находятся где-то здесь до сих пор... У помещика было три дочери: Мария, Елена и Александра. Одна из них, Александра Михайловна, жила в доме своего отца, и когда он умер, вела наследство. Похоронили его в церкви. При жизни помещик занимался табаководством, имел птицеферму. Другая дочь была замужем за немцем, а третья жила в Москве. Во время раскулачивания выехала за границу. С приходом к власти большевиков где-то в конце 20-х храм закрылся. Расписать его так и не успели. Дочь Михаила Лутовинова Александра Михайловна ввиду репрессий и раскулачивания оставляет усадьбу и отправляется в направлении Подгорного. Фото 6.
Крест свергнуть так и не смогли, так он и остался погнутым.

Фото 7.
Крест свергнуть так и не смогли, так он и остался погнутым. Фото 7.
В здании храма находилось зернохранилище, которое располагалось до 90-х годов. 

Фото 8.
В здании храма находилось зернохранилище, которое располагалось до 90-х годов. Фото 8.
Как ни странно, здесь, в этом разрушенном храме, проводятся службы. Раз в год сюда приезжает священник из соседней деревни. 

Фото 9.
Как ни странно, здесь, в этом разрушенном храме, проводятся службы. Раз в год сюда приезжает священник из соседней деревни. Фото 9.

Фото 10.
Фото 10.

Фото 11.
Фото 11.
Предлагалось  даже восстановить храм одним священником из Каменки, который был  потомком прислуги Лутовиновых, но денег нет, и народу на хуторе почти не  осталось.

Фото 12.
Предлагалось даже восстановить храм одним священником из Каменки, который был потомком прислуги Лутовиновых, но денег нет, и народу на хуторе почти не осталось. Фото 12.
Вот  такая история. Когда-то здесь был алтарь преподобного Сергия  Радонежского, а теперь здесь Алтарь Святого Егора Летова. Punks not  dead. 

Фото 13.
Вот такая история. Когда-то здесь был алтарь преподобного Сергия Радонежского, а теперь здесь Алтарь Святого Егора Летова. Punks not dead. Фото 13.