В то время как архитекторы-классицисты вымеряли точные пропорции колонн, чертили чертежи, копали руины в Геркулануме, и, в общем-то, занудствовали, Этьен-Луи Булле воздвиг кенотаф Ньютона, гигантское здание французской оперы и Королевскую библиотеку. Но – на бумаге.
Этьен-Луи Булле (1728 – 1799) – французский архитектор эпохи классицизма. Он начинал как рисовальщик и хотел стать художником. Но профессия художника тогда плохо оплачивалась, и отец настоял на том, чтобы он перешел в класс архитектуры. Два начала, графика и архитектора, в Булле боролись на протяжении всей его жизни, что особенно заметно в бумажных проектах.
Булле был архитектором-символистом и визионером. Булле предвосхитил не только свое время, но и архитектуру модернизма XX столетия. Эти проекты можно было воплотить только с помощью технологий, которые появились 200 лет спустя. Современники Булле строили в это время что-то такое:
Или такое:
Но Булле прославился совсем другими проектами. Он – автор символистской или говорящей архитектуры. Цель такой архитектуры – воплотить не функцию здания, а концепцию, идею.
Функционально здания Булле вообще непригодны для использования, поэтому ни одно из них не было построено. Все проекты существуют только на бумаге, зато очень разнообразно трактуют идеологическую сторону того или иного здания.
Кенотаф Ньютона, 1784
Мавзолей представляет собой абсолютную сферу. Ньютон – основоположник натурфилософии, его уже оценили как абсолютного гения. По задумке архитектора, изнутри сфера кенотафа перфорирована таким образом, что днем при проникновении лучей света на сфере вырисовывается звездное небо с луной и созвездиями. По сути, это Планетарий. Он рисует в толще стены этой сферы каналы, и через них проникает солнечный свет для этой перфорации. Фигурки людей столь малы, что на первый взгляд их даже не заметно.
И это имеет свое символическое значение. Так противопоставляется бесконечность вселенной и ничтожность отдельного человека. Сфера для Булле – это воплощение вселенной, его любимая форма.
Национальная библиотека, Париж, 1785
Масштабное здание, которое в плане представляет собой крест, а с фасада – ширму, сплошной фасад из колонн. Что парадоксально, двухмаршевая лестница помещена ЗА колонны! Получается вывернутая, нелогичная архитектура.
Над колоннадой – высокий аттик, он составляет почти треть от высоты колоссальных колонн. Он украшен рельефом на античные сюжеты, связанные с литературой.
Интерьер не менее фантастично был трактован. Это – читальный зал.
И 3D реконструкция:
Читальный зал представляет собой длинный, перекрытый цилиндрическим сводом неф. Булле начинает мыслить чистыми объемами, чистой формой. В нижней части полусферы располагались хранилища книг ступенями, и одновременно это же и был читальный зал. Ступенчатое хранилище заканчивалось колоннадой, которая вела к центральному пространству. Напоминает Рафаэля и его «Афинскую школу».
Главная идея Булле заключалась не в том, чтобы людям было удобно читать или хранить книжки. Он хотел, чтобы библиотека стала воплощением мирового знания, хранилища мировой памяти. Поэтому художник задает такой масштаб, этим продиктовано соотношение фигурок людей и колоссальной архитектуры. Если бы не было трактата Булле об архитектуре, его рисунки было бы очень трудно интерпретировать. Но, поскольку архитектура его – говорящая, концепции подробно и увлекательно описаны.
Большинство рисунков Булле выполнены в технике кьяроскуро, то есть с сильными контрастами света и тени. Ниже – подборка работ бумажного архитектора для визуального наслаждения.