Найти тему
Аудиторррр

Жакерия

Было такое эпическое событий в истории Европы - знаменитая Столетняя война между Англией и Францией. Войну начал английский король Эдуард III, внук к тому времени уже покойного короля Франции - Филиппа IV Красивого. Пока англичане в очередной раз выясняли отношения с шотландцами, французы задумались отжать у Эдуарда провинцию Гасконь, одно из его владений на континенте. И вообще, воткнуть нож в спину — реализовав высадку уже на Британских островах. Однако Эдик был не так прост и глуп, и сыграл на опережение - объявил войну первым.

Так вместо французского блицкрига на английской земле случился блицкриг на французской, но уже в исполнении англичан. Столетняя война - это веха. В ходе неё была много культовых сражений, маятник в ту или иную сторону качался много раз. Был момент, когда англичане вообще захватили половину владений французской короны, в том числе Париж, а по поводу самой французской династии решался вопрос - а не помножить ли ее на ноль. Английский король был провозглашён наследником короля французского, соответственно законный приемник, очередной принц Карл, должен был мимо трона пролететь. К слову, английские монархи именовали себя королями Франции аж до 1801 года. Однако тогда, в 1428 году, на арену истории вскарабкалась знаменитая Жанна Д'Арк. Фортуна повернулась к англичанам попой. И к 1453 году они ели унесли ноги на свои острова (последнее владение на континенте - г. Кале сохранялся за Англией до 1558 г.). Более того - топор войны прилетел к агрессору бумерангом, и уже в Англии началась другая эпическая резня - Война алой и белой розы. Если кто не в курсе - именно по мотивам войны между розами и была написана книга «Песнь льда и пламени» и создан сериал «Игра престолов».

Безобразие же под названием «Столетняя война» длилось с перерывами на чуму и прочее с 1337 до 1453 года. Английские, французские, шотландские и даже немецкие и иные рыцари, т.е. политическая и военная аристократия всей Европы 126 лет выясняла кто из них наиболее крут, отважен, благороден, и вообще ближе родством к Юлию Цезарю. И между делом непрерывно грабили всех вокруг, разумеется, пополняя свои персональные золотовалютные фонды.

Война дело вообще очень дорогое, особенно для проигравшей стороны. Рыцарь в полной экипировке, да еще на боевом коне стоил столько, сколько сегодня просят за боевой многоцелевой вертолет. Или даже реактивный истребитель. Где вязать источники финансирования? Конечно с податных крестьян. Но и у них, у крестьян, даже в весьма плодородной Франции, терпелка не из железа. И в 1358 году вспыхнул крупнейший за всю историю страны крестьянский мятеж - восстание Иванов, т.е. Жаков - Жакерия. Славный малый Жак, так своих феодальных крестьян именовали французские аристократы. Изящно, ничего не скажешь. Однако славные малые своим благодетелям в итоге изрядно пустили кровь.

Непосредственным поводом для восстания явились подвиги одного высокопоставленного придурка, короля Наварры, Карла, по кличке Злой. Карл Злой был еще тот шустрик, и успел поработать на обе стороны конфликта. Как сейчас говорят - человек с безупречной репутацией. В очередной раз киданув французов (а Наварра — это было вассальное владение Франции) он загремел в французскую тюрьма. Его сподвижникам повезло меньше — их казнили. Но богиня удачи вновь сделал кувырок - и уже французский король Иоанн II оказался в английских застенках. Приятели Карла в Генеральных штатах (это такой коллегиальный орган, типа Сената, который пытался управлять страной без короля) пролоббировали у наследника французской короны Злого Карла опустить. Карл немедленно предъявил обиды и претензии, мол как же так, в тюрьму, ни за что, без вины!

Парижане (“интеллигенция” - купечество и ремесленники т.е.) и жители окрестных земель, измученные войной, разрухой и бесконечными поборами (последней каплей было предложение в добровольно-принудительном порядке скинуться на выкуп из плена их любимого короля), наивно подумали, что это их шанс. Ворвались во дворец, изловили молодого дофина (принца) и предложили его безвозмездно, даром, вместе с территорией, передать Карлу Злому.

Но дофин. Карл, будущий Карл IV по кличке Мудрый утек, и начались репрессии и грабеж парижан с обеих сторон - и со стороны французов и со стороны навварцев. Что Париж?!! Крестьяне всего северо-запада Франции давно и не без успеха отбивались от групп мародеров всех мастей, нередко возглавляемых гражданами из рыцарского сословия. Так что в мае 1358 по полной программе запылал костер народной войны.

Современники называли Жакерию войной неблагородных с благородными. Полагаю, понятно кто-был кто. И так как благородные составляй жалкое меньшинство, мизерный мизер, по отношению к неблагородным, то шансы дворянского сословия выжить тут же резко устремились к нулю. Крестьяне жгли замки, грабили, кололи вилами своих хозяев и защитничков и т.п.

Надо сказать, аристократы с рыцарями во многом подставились сами. Король Франции Иоанн не просто так попал в плен. Его фактически бросили в битве при Пуатье. Монарх в феодальном обществе персонаж конечно важный, но не настолько чтобы за него умирать. Наконец у короля всегда есть куча родственников, дурака занять трон всегда найдут. А жизнь то одна. Короче, не повезло в сражении, сбежали они, позволив врагам пленить своего короля. А бремя выкупа, как уже говорил, переложили на плечи народа. Жаки были не сильно образованы, но соображать они более менее могли И довольно быстро пришли к выводу что от таких рыцарей им пользы не сильно много, а поэтому лучшим решением будет вообще их всех извести.

Со стороны части бунтующих крестьян выдвинулся талантливый лидер - некто Гильом Каль, вроде как крестьянин из деревни Мелло Это северо-запад Франции. О нем мы знаем, что он, во-первых, был красив, а во-вторых умел складно говорить. Что уже было не мало. Если это и был крестьянин, а не какой-нибудь обедневший дворянин с соответствующим боевым опытом, то настоящий Георгий Константинович Жуков своего времени. Ибо партизанскую войну против рыцарей и наемников он повел весьма искусство. Рыцарей он брал в плен, заставлял давать присягу народу и обучать крестьян военному делу. Впрочем, считается, что в рядах мятежников так же было немало благородных, которые примкнули к восстанию по собственной инициативе.

Французский дофин Карл, и его оппонент Карл Злой немедленно забыли свои разногласия, помирились и объединились против крестьян Позже к ним присоединились и англичане Одно дело высококультурные и возвышенные разборки знатных и уважаемых людей по поводу разногласий о наследстве. А другое • претензии зарвавшейся черни. Соответственно первое можно и нужно на время прекратить, дабы привести в чувства и призвать к порядку оборзевших подданных. Иначе плохо будет всем и может дойти до того что в Европе не останется в живых ни одного знатного, приличного и образованного человека.

Развязка произошла 8 июня 1358 у той самой деревни Мелло. Мятежники настояли на генеральном сражении, хотя сам Гильом Каль от этой идеи не был в восторге. Тем не менее раз народ так решил - деваться некуда. Демократия. Гильом занял господствующие высоты, да так удачно расположил свои войска, что Карл Злой сильно засомневался - атаковать мятежников или нет. Ибо атака могла закончиться очень печально, как для Карла, так и для судьбы всей аристократии Франции. Поэтому он пошел на хитрость. Под свое честное благородное слово пригласил Гильома к себе на переговоры А когда тот прибыл, поверив слову целого короля, не взяв заложников, Карл Злой с словами

- Ну ты дурак! Жак простак, хе-хе-хе…

приказал схватить бедолагу. Разумеется, без своего лидера мятежники были быстро рассеяны и разбиты. Гильома Каля зверски пытали и казнили в прекрасном городе Клермон (Clermont) на севере Франции. Надо будет туда заехать, возложить цветы. Говорят, во время казни Гильому надели на голову венец из раскаленного метала. С этого момента у мятежников все стало очень нехорошо - рыцари начали активно уничтожать восставших мелкими партиями. Резня официально продолжалась до середины августа, убито было не менее 20 тысяч человек. В ней приняли участие все, в том числе и англичане. 10 августа 1358 дофин Карл объявил амнистию, то на неё многие забили и продолжили геноцид. Карл Злой совершил еще такой примечательный поступок - возглавил недовольных парижан и завел их в английскую засаду. Таким образом был решен вопрос бунта уже жителей Парижа - около моста в Сен-Клу убили 600 горожан.

И так это все славно продолжалось, так вся европейская аристократия была довольна исходом разгона мятежных крестьян - что тут же все друг с другом помирились. Иоанна Второго отпустил, в обмен на провинция Аквитания. Впрочем, у французов положение в результате оказалось безрадостным, экономика затрещала по швам и им пришлось в качестве акта доброй воли в 1360 отдать Эдуарду III треть своей территории - половину Бретани, упомянутую Аквитанию, Кале, Пуатье, и около половины вассальных владений. Столетняя война прекратилась на 9 лет. А слово Жакерия стала синонимов любых крестьянских волнений. Долго еще аристократия и прочие заслуженные мужи Франции вспоминали ужасы кровавого бунта и как всякий сброд чуть не погубил их замечательную державу.

Карл II Злой, из Навары получил то что заслужил. Он было в очередной раз попробовал переметнуться к англичанам. Но те ответили, что такой надежный партнер им уже не к чему. Король Франции Иоанн в уплату своего освобождения заодно накинул сверху владения вассальные Наварре. Самому Злому Карлу вежливо намекнули что пора бы уже давно покинуть этот театр военных действий или хотя бы окончательно определиться со стороной. Но не таков был наш неутомимый Карл. Он вновь принялся интригами добиваться престола Франции и одновременно пытаться нахлобучить англичан. Когда Франция с Англией окончательно замирились Карл вписался в конфликт между Кастилией и Арагоном. Примерно по той же методике. Как результат в 1379 году он достал всех, включая близких родственников и ему хором вломили так, от что королевства Наварра осталось фактически одно название да королевский трон. Умер он тоже при загадочных обстоятельствах:

«Карл Злой впал в такое состояние, что не мог пользоваться своими конечностями. Консультирующий его врач приказал обернуть его с головы до пят в льняные ткани, пропитанные бренди, чтобы они покрывали его тело до самой шеи. Этот процесс проходил ночью. Одна из служанок, которой приказали пришить ткань, окутывающую пациента, дошила до шеи, где и должна была закончить свой шов. Однако там ещё оставался кусок нитки. Вместо того, чтобы просто отрезать его ножницами, она использовала свечку, которая подожгла всю ткань. Испугавшись, служанка убежала, оставив своего короля, который таким образом сгорел заживо в своём собственном дворце».

Мог ли мятеж Жаков победить? Могла ли Великая Французская Буржуазная Революция случиться на 400 лет раньше? В теории, да. Но на практике крайне маловероятно. Сил и средств у бунтовщиков хватало. А вот мозгов - нет. Не смогли неблагородные, крестьяне и горожане осознать себя, объединиться и сформулировать свои политические требования. На то чтобы грабить богатых у них фантазии хватило, а вот что делать дальше придумать не смогли. Более того, городские уже тогда смотрели на деревенских сверху и отказывались им помогать. А благородные наоборот, вне зависимости оттого, что было нарисовано на их гербе и кто у кого был королем, четко осознавали общность своих интересов и что будет с ними если к власти придет чернь.

Как максимум, в случае успеха, крестьяне могли бы «выбрать» себе нового «доброго короля». И даже если бы он действительно оказался бы добрым, всё равно всё вернулось бы в исходное состояние максимум лет через 50.

Что интересно, я не нашел более-менее свежего фильма, посвящённого данным событиям. Хотя сюжет просто атас! Один Гильом Каль фору даст многим персонажам средневековья. Зато есть художественная книжка Просперо Мериме - так и называется Жакерия (1828 год). Одно из лучших произведений автора.

А к посещению - г. Клермонт.