Компания «Zünder und Apparatebau GmbH» появилась на свет за два месяца до Октябрьской революции и была ориентирована на выпуск взрывателей для снарядов. Но с окончанием Первой мировой и поражением Германии, владельцы компании посчитали разумным сменить область деятельности. Результатом этих изменений стал 211-кубовый мотоцикл Z22 и новое название. За последующие восемь лет было продано 28 000 мотоциклов… А потом пришла Великая депрессия.
В компании было решено придерживаться мотоциклетного направления и для его развития пригласили немецкого инженера Ричарда Кюхена (Richard Küchen). Благодаря ему на свет появилась К-линейка мотоциклов с карданной передачей. Верхом Цундаппов стал K800, оснащённый оппозитным 4-х цилиндровым двигателем.
Но время течёт, требования меняются, а уж тем более после того, как на смену имперским силам обороны пришёл Вермахт. И в 37-м году департамент армии потребовал создать новый мотоцикл. Он должен был способен перевозить 500 кг груза. Это соответствует трем солдатам с оружием, боеприпасами и с полным оснащением. При этом мотоцикл должен иметь постоянную скорость 80 км/ч по автобану и максимальную — 95 км/ч. Для сопровождения марширующих войск, минимальная скорость должна быть не больше 4 км/ч. Дорожный просвет не меньше 150 мм.
Попытки модернизировать 600-й Цундапп ни к чему ни привели, и в 1939 году инженеры компании засели за проектирование нового мотоцикла. В результате на свет появилаcь модель KS750. Параллельно с Цундаппом свои работы над армейским мотоциклом вела и компания BMW. Но по результатам сравнительных испытаний последние уступали мотоциклами из Нюрнберга, да так, что компании БМВ было предложено производить Цундаппы по лицензии. Как и следовало ожидать, в Мюнхене подобная идея восторга не вызвала, но им пришлось взять на вооружение удачные находки своих конкурентов. Так же было принято решение об унификации более 70% деталей, что очень упрощало снабжение войск запасными частями.
В итоге в 1941 году на вооружение германской армии начали поступать мотоциклы одинаково хорошо чувствовавшие себя под палящим солнцем пустыни Сахара, на замёрзших просторах зимней России и в скалистых горах Балкан. Мотоцикл имел систему регулирования подвески колес в зависимости от состояния грунта, систему «экономического хода» без перегрева двигателя (на скорости 3,5 км/ч в условиях вязкой грязи), зажигание от магнето и резервный фильтр бензобака (он позволял продолжать движение при пробитом баке). Он мог преодолевать мелкие водные преграды с погруженным в воду двигателем. Коляска мотоцикла имела торсионную подвеску, привод на колесо коляски валом от заднего колеса мотоцикла.
Слева и справа на кузове крепились сумки с боеприпасами, а в передней части – установка для пулемета. «Zündapp» с коляской, несмотря на большой вес, был прост в управлении и надежен в эксплуатации.
KS700 существовал только в военной версии. Он окрашивался в темно-серый цвет и не имел ни одной блестящей детали. Для Северной Африки производилась модификация темно-желтой цвета. А с 18 февраля 1943 года «африканский» цвет был распространен на всю боевую технику Германии. Но на Восточном фронте мотоциклы сохранили старую окраску. Камуфлирование производилось, как правило, подручными средствами – зимой мелом и известью, иногда водоэмульсионной белой краской, а летом грязью и ветками. После падения Берлинской стены, западные коллекционеры получили доступ к этим прекрасным представителям трёхколёсного мира. Кажется именно тогда то некоторые из Цундаппов и получили раскраску подобную моей модели.
Интересная историческая параллель состоит в том, что когда Вермахт сосредоточил своё внимание на мотоциклах, по другую сторону океана сделали ставку на 4 колеса. И как оказалось впоследствии, не прогадали. Полный привод, руль, сидения для четырех солдат оказались намного более полезными, чем любая комбинация мотоцикла с коляской. К тому времени, как первый KS750 с коляской Штайб выехал из ворот завода в Нюрнберге, он уже устарел.
Всего было построено около 18 000 семьсотпятидесятых Цундаппов, а в 1944 году завод был разрушен авиацией союзников.
Ну и пара слов о модели. Если коротко, то при примерно одинаковой цене, модель сильно уступает Франклин Минту. Тут и толстенные спицы, и не очень качественный хром, и смешная пластиковая кожа на сумках. Но при этом немного движущихся деталей оживляют модель. Но харизма прототипа заставляет закрыть глаза на все эти мелочи.
Как обычно я доволен как слон. Хотя нет, для полного счастья хочется ещё и модель в военной расцветке.
Наслаждайтесь.
Но все эти мелочи видны только на макрофотографиях или при детальном знакомстве. А стоя на полке, или просто находясь в руках модель вызывает уважение. Если вы любите мотоциклы и ещё не приобрели себе этого немца, то срочно отправляйтесь на поиски. Хоть это уже и сложно.
Спасибо за внимание. Подписывайтесь на канал. Знакомьтесь с масштабными моделями и ищите интересный машины на картах Гугла.