Найти тему
Mankind

Ричард Тревитик

(1771-1833) Британский механик, изобретатель, конструктор первых паровозов.

В молодости Тревитик получил лишь среднее образование, да и то с трудом – школьные учителя отзывались о нём как о медленном, невнимательном и не слишком сообразительном. Исключение составляла арифметика, любовь к которой вскоре поможет Тревитику. Все свои знания о паровых двигателях и механике он самостоятельно почерпнул из книг и принялся конструировать собственные образцы.

В 1800 году Ричард получил патент на «машину высокого давления», усовершенствованный паровой двигатель. Тогда же он собрал первые экспериментальные повозки, которые использовал в качестве аттракциона. После успешных испытаний Тревитик задумался о том, чтобы использовать конструкцию в качестве транспорта. Уже через год он собрал первый паровоз в истории – колёсный дорожный Puffing Devil. Собрать-то собрал, а вот научить пользоваться им он забыл: уже через три дня оператор попытался переехать овраг, сломал машину, бросил её под первым попавшимся навесом и ушёл в паб за свежей пинтой. Пламя в котле он, конечно же, не потушил, и по возвращении горе-водителя ждали лишь почерневшие останки паровоза.

Впрочем, испытания своего изобретения Тревитик посчитал успешными, и задумался о том, чтобы переставить транспорт на рельсы. Так в 1803 году появился локомотив Coalbrookdale.

Coalbrookdale, 1803 год
Coalbrookdale, 1803 год

Это был первый в истории рельсовый паровоз, информации о котором практически не сохранилось. Известно лишь, что именно на его основе Тревитик в 1804 году построит паровоз Pen-y-Darren, на который наконец-то получит патент. С этого дня история железнодорожного транспорта начала официальный отсчёт. Правда, покататься «Пеннидаррену» не особо удалось: паровоз получился таким тяжёлым, что рельсы, которые изготавливались в те времена из чугуна, не выдерживали.

В это же время изобретатель вернулся к идее самоходного дорожного транспорта. В 1803 году он построил паровую карету, которая прогремела по улицам Лондона. Первый в истории самоходный пассажирский транспорт поражал, прежде всего, своими размерами. Покататься по столике Великобритании смогли лишь два раза: первый раз карета успешно провезла восемь человек на расстояние в 16 километров, второй раз Тревитик врезался в перила дома и забросил изобретение.

Лондонская паровая карета, 1803 год
Лондонская паровая карета, 1803 год

Лишь в 1808 году Тревитик смог усовершенствовать и облегчить конструкцию Pen-y-Darren. Получившийся паровоз Catch Me Who Can (с английского - «Поймай меня, кто сможет») разгонялся до 19 км/ч, а когда к нему сзади крепили вагончик, он превращался в первый в истории пассажирский поезд. Двигался этот поезд только по кругу и использовался лишь как развлечение. Другие конструкторы идею оценили и задумались о перспективах такого изобретения. Самому изобретателю это, к сожалению, не помогло – он разорился и умер в нищете.

Автор: Денис Божинский