Пока одни в объявлениях о продаже авто подчеркивают, что сделка оформляется только по договору купли-продажи, другие, наоборот, вовсе не прочь избавиться от автомобиля без бумажной волокиты, несмотря на все риски, которыми подобная продажа грозит. И если с первой категорий продавцов все понятно, то ко второй есть вопросы.
Мы отыскали объявления, в которых нынешние владельцы обращают внимание на возможность продажи без переоформления, и под видом обычного покупателя задали вполне прозаичные вопросы. Кроме того, нашлись и объявления, в которых очень даже неплохие по белорусским меркам автомобили и вовсе остались без документов. Подобных объявлений немного, но они есть. Некоторые ответы, признаться, удивили.
За $3600 продается Peugeot 407 2005 г.в. с 2-литровым двигателем и АКПП. Продавец сообщает, что автомобиль в отличном состоянии, но при этом стоит на российском учете с запретом на регистрационные действия. В телефонном разговоре выяснилось, что автомобиль приобретен по договору купли-продажи, есть ПТС, без проблем оформляется страховка, но снять его с учета не выйдет, поскольку у предыдущей владелицы "висит" неоплаченный штраф в размере более 700 белорусских рублей. Так ли это на самом деле и можно ли снять автомобиль с учета, продавец достоверно не знает, но на этот случай у него есть контакты предыдущей хозяйки из России.
Та же история у Mercedes Vito 2013 года: автомобиль не снять с российского учета, поскольку на него наложен арест судебными приставами. Правда, ни сумму штрафов, ни подробности о том, какие документы (договор купли-продажи или генеральная доверенность) хоть как-то определяют собственника-белоруса, продавец сообщить не смог, поскольку по факту покупку и продажу осуществляет его родственник. Но в то же время в телефонном разговоре нам сообщили, что передвигаться на автомобиле можно без проблем.
Владелец дизельной Laguna 2004 г.в. оценил автомобиль в $2200. "Авто только как "донор". Без документов". В коротком телефонном разговоре выяснилось, что восстановить документы все-таки можно, но для этого придется заплатить штрафы на общую сумму $1500. На данный момент на автомобиль наложен арест, кроме как через кассу снять его не получится.
Еще более короткий разговор состоялся с нынешним владельцем VW Golf 1996 года. Совпадение или нет, но далеко не все готовы сообщать по телефону документальную историю автомобиля. Можно ли отыскать владельца и жив ли он вообще, продавец не сообщил и на диалог оказался не настроен: "Взяли документы и поехали, хозяина нет". "Golf в мешке" оценен в $1350.
За $350 продается Ford Escort 1996 г.в. Владелец сообщает, что автомобиль на ходу, но со своими недостатками: "Машина работала по стройке и хозяйству, заниматься красотой нет времени". Продавец сразу сообщает причину продажи без переоформления или по доверенности: номер кузова "съела" коррозия. В телефонном разговоре он отметил, что в теории можно попробовать пройти экспертизу ГАИ, но, во-первых, это "долгая песня", во-вторых, в результате экспертизы на авто могут наложить запрет на регистрационные действия, поэтому вариант продажи "как есть" проще.
Также мы пообщались с человеком, который приобрел автомобиль из России с проблемными документами. Отсутствие ПТС (на руках есть только СТС) компенсировалось низкой стоимостью авто: $4000 за Volkswagen Transporter 2008 года. По словам владельца, ПТС, скорее всего, находится в залоге, а владелицы машины, которая указана в документах, нет в живых. Что, в свою очередь, не является преградой для эксплуатации авто в Беларуси, по крайней мере сейчас.
К слову, недорогие автомобили на белорусском учете, продающиеся без переоформления, судя по всему, долго новых владельцев не ищут. Так, уже продан Citroёn ZX 1996 г.в. за $650, объявление о котором было опубликовано чуть больше двух недель назад. "Давно" ушли в новые руки и Audi 80, и Audi 100, которые были выставлены на продажу после первой рабочей недели нового года.
Но если подобная покупка откровенно недорогих экземпляров еще хоть как-то может быть оправданна, то приобретение машин за бОльшие деньги - уже вряд ли. Ведь даже с переоформленными в Беларуси автомобилями у отдельных "счастливчиков" нет-нет, да и возникают проблемы, а что уж говорить о тех случаях, когда сделка осуществляется "на словах"!
Неблагоприятных вариантов развития событий масса: от невозможности забрать машину со штрафстоянки до изъятия транспортного средства судебными исполнителями либо в пользу родственников номинального владельца в результате раздела имущества, либо в пользу его (все мы смертны) наследников. Перечислять все ситуации, в которых горе-покупатель окажется и без автомобиля, и без денег, можно дальше, но поскольку результат у них один, то детали уже не так важны. Потому напоминаем: дешевый "сыр" в любой момент может оказаться с "плесенью", и она будет вовсе не благородной.
ABW.BY
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber