Найти тему

Сокровенный Платонов

Оглавление

Первая половина двадцатого века оставила в культуре России целую россыпь эпохальных произведений и литературных гениев. Но и среди зашкаливающей концентрации талантов ярко очерчивается одна фигура.

Самобытный, неповторимый, ни на кого не похожий писатель. Мало печатавшийся при жизни и очень популярный в посмертии. Самый коммунистический и самый антисоветский отечественный литератор.

«В нас нет счастья, в нас есть мысль»

В 1899 году в Воронеже, в семье рабочего и домохозяйки родился Андрей Платонович Климентов. Безукоризненное происхождение для будущего пролетарского писателя. Андрей стал первым в череде десятерых детей семьи Климентовых. Новый брат или сестра исправно появлялись каждый год, поэтому старшему ребенку не пришлось долго засиживаться в детстве.

Россию еще угнетают тёмные силы царизма, а юный двадцатый век уже готовится задать жару своим ровесникам. Трудовой стаж Платонова (этот псевдоним писатель примет в 20-е годы в честь отца) начинается с 1914 года. До революции наш герой успел сменить немало мест службы, от мальчика на побегушках до помощника машиниста и литейщика, так что правду жизни узнавал из первых рук. Он видел, как трудно и бессмысленно существуют люди, каждый день озабоченные лишь пропитанием своего тела. И, как многие тогда, ясно чувствовал, что грядет что-то великое, что должно поднять человечество на совершенно иной уровень.

Андрей Платонов в молодости
Андрей Платонов в молодости

Революция застала Платонова в железнодорожном училище, которое он смог закончить только в 1921 году. Во время обучения будущий писатель был призван в Красную Армию, где стал фронтовым корреспондентом.

«Рабочие массы скоро возьмут власть в свои руки без представителей, без учреждений, без исполнительных органов. Масса бесчленна»

Писатель-Платонов начинался с Платонова-журналиста. К 20-ти годам он имел около двухсот публикаций в газетах, чьи названия достойны пера Ильфа и Петрова: «Красная деревня» (бывш. «Воронежская беднота»), «Красный луч», «Железный путь» и прочие подобные. В статьях и очерках Андрея Платоновича уже сложился тот неповторимый стиль и слог, который обеспечил писателю гордое одиночество и обособленность в отечественной литературе двадцатого века.

Например, Платонов не смущается доказывать крестьянам, которых наступающий социализм еще не выучил читать, что «женщина осуществляет ребенка, своею кровью и плотью она питает человечество». Таково было его слово в защиту крестьянок от гнета темного быта.

Язык Платонова формируется в эпоху, когда ломается настоящее, стирается прошлое и всё переворачивается с ног на голову. Это гениальное косноязычие человека, который видит перед собой новый мир, где каждому предмету надобно свое слово. Платоновский слог — вавилонский диалект, появившийся после крушения башни старого мироустройства. В нем переплелись канцеляризмы, лозунги, молитвы, панегирики. Высокий штиль новояза.

Платонов искренне приветствует социальные преобразования. С идеалистической верой первых христиан, он верует в социалистическую революцию духа. Капитализм — это сумрак и тщета, ложный путь человечества. Социализм — эра нового человека, рабочего, мыслящего, вооруженного передовыми технологиями, чтобы разбить на земле горя и невежества дивный коммунистический город-сад.

А приблизить наступление светлого будущего можно двумя путями. Во-первых, рабочему классу не достигнуть коммунизма с такой гирей, как буржуазия. Следовательно, нужно физически уничтожить каждого буржуя. Во-вторых, «искусство —это путь от страдания к освобождению и радости», поэтому с его помощью можно преодолеть страдания и голод. Но новое пролетарское искусство — не духи и туманы, это поэмы о гидрификации, поездах, электростанциях. И Платонов их пишет.

«Некуда жить, вот и думаешь в голову»

В 1926 году публикуются «Епифанские шлюзы» — рассказ, в котором отчасти воплотился опыт писателя как инженера-мелиоратора. Учитывая обстоятельства времени, биографии людей были так плотно набиты событиями, что мы, изнеженные и расслабленные потомки, удивляемся, как можно столь насыщенно прожить двадцать семь лет. За плечами Платонова к этому возрасту: участие в Гражданской войне, определённая известность в журналистских кругах провинции, проекты спасения России от засухи и три построенных электростанции. Андрей Платонов женат и растит сына Платона, Тошу. О его роли в судьбе отца можно сказать ахматовскими словами: «Ты сын и ужас мой».

В середине двадцатых Платонов твёрдо определился с делом жизни. Быть писателем. Он переезжает с семьей в Москву, заводит какие-то знакомства в писательских кругах, но читательского внимания к себе ещё не привлекает. Первый московский год был очень тяжёлым. Бедственное материальное положение, неприязнь со стороны менее одаренных коллег. Платонов пишет, несмотря ни на что, всё более укрепляясь в собственном стиле и мастерстве. Вершиной его творчества в двадцатые годы, да и в целом, стали роман «Чевенгур» и повесть «Котлован».

Эти произведения — не просто ответ писателя на индустриализацию и коллективизацию. Зрелый и многое видевший Платонов отходит от прежнего идеалистического мироощущения и берёт высоту литературного предзнаменования.

Сердце мужика самостоятельно поднялось в душу, в горловую тесноту, и там сжалось, отпуская из себя жар опасной жизни в верхнюю кожу. Мужик тронулся ногами, чтобы помочь своему сердцу вздрогнуть, но сердце замучилось без воздуха и не могло трудиться. Мужик разинул рот и закричал от горя смерти, жалея свои целые кости от сотления в прах, свою кровавую силу тела от гниения и двор от вечного сиротства

Не будет города-сада, будет лишь котлован, в недрах которого похоронен новый человек. Эту повесть называют самой страшной книгой русской литературы XX века. Заключение спорное, ведь время превратит «Котлован» Платонова в лагерную штольню «Колымских рассказов».

Платонов уже заявил о себе в вечности, но современники этого пока не поняли.

«Не приняли роман — и руки и тело покрыли нарывы. Сломать человека легче, чем думают»

В начале тридцатых годов генеральная линия партии шла какими-то невероятными изгибами. То даёшь коллективизацию, то умерьте, товарищи, головокружение от успехов. Придворные летописцы и стихоплеты не успевали менять тон своих памфлетов и фельетонов. Платонов никогда не прислушивался к тому, куда дует официальный ветер перемен, и в сложении дважды два четыре не ошибался. В 1931 году он публикует бедняцкую хронику «Впрок» в журнале «Красная новь». После публикации в журнал приходит письмо от самого товарища Сталина с краткой характеристикой Платонова «Дурак, идиот, мерзавец». Это стало отмашкой для РАППовской своры и началась масштабная литературная травля писателя. Повесть «Впрок» назвали классово-враждебной кулацкой сатирой, новые публикации отменялись, принятые рукописи возвращались, доносы плавной рекой потекли “куда следует”. В документах ОГПУ, НКВД, НКГБ собрано досье доносов на Андрея Платонова с 1930 по 1945 год.

-2

Осторожно напечатать относительно большую вещь Платонова попробовали в 1937 году. Тогда вышла книга рассказов «Река Потудань». Большинство других вещей, написанных в это время, нашли благодарного читателя лишь краткой хрущёвской оттепелью, а совсем вышли из архивов только в конце восьмидесятых годов.

Самое страшное, переломное событие в жизни Андрея Платонова случилось в 1938 году. Единственный сын, пятнадцатилетний Тоша, арестован по политической статье и отправлен в тюрьму. Десять месяцев родители не знали о его судьбе ничего и лишь в феврале 1939-го получили весточку из Вологодской тюрьмы. До 1940 года длится бюрократическая эпистолярная эпопея: Платонов пишет кому только можно в надежде найти ниточку, за которую можно вытянуть сына из лагеря. Ему помогает Михаил Шолохов, который дошел до «лучшего друга детей», Иосифа Виссарионовича, и тот приказал пересмотреть дело.

Платон вышел из тюрьмы в 1940-ом году, смертельно больной туберкулёзом. Он успеет жениться, родить сына и заразить отца. Платон Платонов умер 4 января 1943 года, а Андрей Платонов — ровно через восемь лет и один день.

«Товарищ, нам пора перестать говорить — мы всё понимаем»

В Великую Отечественную войну Андрей Платонов был военным корреспондентом газеты «Красная звезда». Не боялся передовой, описывал войну лицом к лицу, а не с безопасного расстояния привилегированных военкорров. Дошел до Берлина и Эльбы. В отличие от других писателей (Симонова, Гроссмана и т.д.) особыми наградами не отмечен, только скромной медалью «За победу над Германией», а её давали всем участникам.

После ВОВ писатель снова попадает в немилость. Роковой 1946 год отметился гонениями не только на Ахматову и Зощенко. Платонов своей житейской правдой о войне, описанной в рассказе «Возвращение» (первоначальное название «Семья Иванова»), вызывает резкое осуждение в литературных кругах. Больше его рассказы не печатают, чем перекрывают уже серьёзно больному писателю возможность работать и зарабатывать.

Забота о содержании семьи (а в 1944 году у Платонова родилась дочь) легла на плечи жены. Писатель подрабатывает дворником, получает небольшую материальную помощь от Союза писателей СССР, редактирует народные сказки. Туберкулёз прогрессировал очень быстро.

Андрей Платонов с женой и дочерью
Андрей Платонов с женой и дочерью

Незадолго до смерти Андрей Платонов подарил книгу своему другу Виктору Некрасову. Это была «Река Потудань» — небольшая серенькая книжка, на которой годом издания стоял 1987. Писатель отметил, что хотел бы, чтобы эта опечатка стала пророческой и в далеком 1987 году его помнили и читали.

Читать его произведения трудно. Автор настойчиво требует, чтобы читатель работал мозгом на каждой строчке. Здесь нельзя плавно погрузиться в повествование и отстраненно наблюдать. Фразы построены так, чтобы оставались смысловые лакуны, которые каждый волен наполнить собственным содержанием, ведь однозначность ведет к смерти литературы. Произведение, в котором новому читателю нечего добавить и нечего найти, умрёт с последним представителем своего поколения. А книги Платонова живее всех живых.