Каждый раз, когда к нам в журнал попадают девайсы с проводами, мы огорчаемся. Как же так? На дворе XXI век, 2018 год, а мы все ещё опутаны проводами, словно новогодняя ёлка, обёрнутая гирляндами. Пора избавляться!И мы задались вопросом: раз есть потребность в беспроводных устройствах, почему на нее не реагируют производители? В нашей рубрике «Техноликбез» мы постараемся раскрыть все тайны производства и функционирования аудиотехники. Сегодня мы изучим технологию LDAC от Sony.
LDAC (Lossless Digital Audio Coding technology) – Технология кодирования звука без потерь. LDAC представляет собой кодек (алгоритм), для кодирования аудиосигнала таким образом, чтобы после передачи по не очень широкому беспроводному каналу Bluetooth® на выходе был восстановлен оригинальный сигнал. Технология LDAC была выпущена компанией в 2013 году и позиционировалась, как прорыв в области беспроводной передачи аудиосигнала по Bluetooth®. Ну а как же иначе! Но годы шли, и лишь спустя два года Sony выпустили на рынок плееры и серию наушников, поддерживающих данный кодек. В интернете, при написании данной статьи, я встретил мнение, что неправильно называть LDAC кодеком, но нужно называть его технологией. Вроде как это звучит солиднее. Что ж, развеем и этот миф!
Технологией, в широком смысле этого слова, можно обозвать что угодно, но в свете применения к беспроводной передаче звукового сигнала, технологией передачи является Bluetooth®. Именно технология Bluetooth® отвечает за перенос сигнала от плеера к колонкам/наушникам по радиотракту. А алгоритм, который сжимает и разжимает сигнал называется кодеком. Именно таким кодеком и является LDAC.
Изначально передача звукового сигнала через Bluetooth® осуществлялась с помощью Subband Coding (SBC). SBC является очень удобным, мощным и логичным инструментом, который основывается на том, что человеческих слух не способен воспринимать весь подаваемый к нему диапазон, и распознавать в узком промежутке времени несколько звуков разной частоты и громкости. Условно говоря, слух не различит тихо играющую композицию стиля soul, когда в этой же комнате работает перфоратор. Исходя из этого, инженеры решили, что весь звуковой диапазон можно разделить на ряд диапазонов и удалить те, который человеческий слух, вероятнее всего, не уловит в общей массе. Поэтому данный кодек и называется субдиапазонным (Subband). В будущем данный кодек лег в основу MPEG различных версий. Таким образом, инженеры на заре появления Bluetooth® решили, что для стабильности передачи можно использовать данный кодек, чтобы эффективно сжимать сигнал. При использовании SBC аудиосигнал сильно сжимался, до качества 44.1kHz/16bit и таким передавался через хилый радиотракт голубого зуба. Соответственно, на выходе данный сигнал уже является конечно кодированным и восстановление его до 96kHz/24bit невозможно. Хотя так же по радиотракту можно передавать и MP3 и MPEG-4, все они мало походят для передачи звука без потерь. С ростом качества исходного материала и широким распространением цифровых библиотек, стало ясно, что такое сжатие зачастую режет очень многое из оригинального аудиосигнала и необходим кодек способный обеспечить качественную беспроводную передачу. Одним из таких становится LDAC от Sony.
Sony заявляет, что кодек LDAC позволяет избежать психоакустического сжатия и способен передавать через радиотракт Bluetooth® 990 кб/с, вместо 328 кб/с для SBC.
Учитывая, что даже древняя версия Bluetooth® 2.1 способна передавать/принимать стабильные 1 мб/с, то цифра в 990 кб/с выглядит вполне реальной. Тем более, что номинальная пропускная способность Bluetooth® 2.1 равняется ~2 мб/с. А более современный Bluetooth® 3 и 4 (мало отличающийся от Wi-Fi) и подавно способен вместить такой сигнал. Значит красивой цифре, заявленной Sony, можно верить. Преимущество LDAC перед SBC очевидно, ввиду того, что убирается промежуточное сжатие до 44.1kHz/16bit, следовательно через радиоканал передается аудиосигнал 96kHz/24bit, который восстанавливается в наушниках до полноценного lossless. Увы, Sony не раскрывают подробностей работы кодека и абсолютно точно пока невозможно оценить качество передачи. Но по заявлениям компании плееры поддерживают три режима работы: передача данных без потерь, нормальный режим и режим работы с приоритетом соединения. Не знаю как вас, а меня весьма насторожил последний пункт. Если существует режим работы с приоритетом соединения, значит режим без потерь будет весьма требователен к перемещениям и препятствиям, но без точных тестов ничего судить нельзя.
Хоть с момента анонса LDAC прошло уже много времени парк устройств, поддерживающих данный кодек, все так же невелик. На июнь 2015 LDAC поддерживается плеерами серии Hi-Res:
А так же наушниками Sony MDR-1ABT
На данный момент Sony не раскрывает подробности работы LDAC, надеясь снять сливки, пока никто не узнал секрет алгоритма. В будущем данный кодек будет так же использоваться компанией для беспроводной передачи аудиосигнала между телевизорами, стационарными плеерами и ЦАП, с возможностью объединения всех устройств в единую цепь.
В итоге мы получаем еще один кодек в целый зоопарк алгоритмов с неясной судьбой. На данный момент все зависит от Sony, смогут ли они повторить успех CD и продвинуть свой кодек в массы или LDAC повторит судьбу MidiDisk, заняв лишь узкую нишу среди ценителей продукции.
Если вам нравится наша статья, не забывайте подписываться!