(1928-1987) Американский артист, один из самых известных представителей поп-арта.
Родился Андрей Вархола в простой семье иммигрантов из Восточной Европы и был четвёртым ребёнком. В начальной школе заболел «пляской Святого Витта», из-за чего был прикован к кровати. В это время Андрей увлёкся созданием коллажей из газетных вырезок - так он, сам того не подозревая, сделал первые шаги к поп-арту.
В 1949 году Вархола закончил Технологический институт Карнеги и перебрался в Нью-Йорк. Уже под именем Энди Уорхола он начал работать иллюстратором на Vogue и Harper's Bazaar. Мировую известность ему принесли банки супа Campbell и стеклянные бутылки Coca-Cola. Нет, он их не изобретал - он их рисовал. Но мы же помним, что в поп-арте главное - акт создания, а не объект искусства?
В начале 60-х Уорхол создал на Манхэттене «Фабрику» - огромную арт-студию, в которой находит пристанище вся нью-йоркская богема. На «Фабрике» всё, кроме гостей, было серебряным - даже местный кот, по воспоминаниям художницы Ультрафиолет, был выкрашен в серебристый цвет. Постоянная аудитория студии была специфической, но полностью соответствовала вкусам Энди - наркоманы, геи, «вольные художники», порноактёры. В это время формируется феномен «суперзвёзд Уорхола» - людей, вся ценность которых заключалась лишь в том, что они вращались вокруг художника и периодически принимали участие в его работах. А Уорхолу больше и не надо было - поп-королю США просто нужна была любящая его свита.
Но не стоит думать, что к Уорхолу на «Фабрику» тянулись только маргиналы - частыми посетителями были и вполне заслуженные звёзды: Боб Дилан, Джим Моррисон, Мик Джаггер, Трумен Капоте, Сальвадор Дали, Аллен Гинзберг и другие. В середине 60-х Уорхол влился в рок-культуру и стал продюсером и менеджером группы Velvet Underground, в это же время увлёкся кинематографом - однако менеджер из него получился куда лучший, чем режиссёр. По крайней мере, в XXI веке намного проще найти людей, с которыми можно послушать Velvet Underground, чем тех, кто готов 8 часов подряд смотреть на панораму Эмпайр Стейт Билдинг. Впрочем, к тому моменту Уорхол мог позволить себе снимать всё, что угодно - он был негласным духовным правителем США.
Всё изменилось в 1968 году. Культурная и общественная революция, которую так долго провоцировал Уорхол, свершилась. Здание, где располагалась «Фабрика», снесли - новая арт-студия, получившая то же название, была уже не столь известна и популярна. А в июне того же года в Уорхола выстрелила писательница Валери Соланас, радикальная феминистка. Энди выжил, но его здоровье было подорвано.
Конечно, звезда такой величины, как Уорхол, не мог закончить свой путь бедным и забытым - богатейшие люди планеты заказывали у него портреты, его признали в академическом сообществе, в 1980 году Энди даже основал Академию Искусств Нью-Йорка. Но вновь занять трон и умы он уже не смог - на смену поп-арту пришли артисты ещё более смелые и изобретательные.
Автор: Денис Божинский