Найти в Дзене

О самом частом заболевании

Представим себе традиционную сезонную неприятность: вы заболели острым респираторным вирусным заболеванием. Насморк, температура, болит горло, кашель, плохое настроение и чай с малиновым вареньем или арбидол. Если пили чай, то выздоровели через неделю, а если арбидол — через семь дней. Правда остался сухой кашель, который вроде и не сильно беспокоит, но надоедает. Через неделю начинает раздражать, а через две — уже бесит. Начинают посещать мысли о том, что кашель не проходит и с этим нужно что-то делать. Окружающие вас отзывчивые люди делятся опытом своих знакомых, лечившихся различными методами, правда потом у них диагностировали астму или пневмонию. У отзывчивых, но нетактичных людей знакомые тоже лечились, но болели туберкулезом или раком легкого. Градус настроения снижается, к раздражению присоединяется тревога за свое здоровье, основанная на кашле и неясности ситуации. Вы начинаете прислушиваться к своему состоянию, анализируя минимальные отклонения от «нормы», и примеряя на с

Представим себе традиционную сезонную неприятность: вы заболели острым респираторным вирусным заболеванием. Насморк, температура, болит горло, кашель, плохое настроение и чай с малиновым вареньем или арбидол. Если пили чай, то выздоровели через неделю, а если арбидол — через семь дней. Правда остался сухой кашель, который вроде и не сильно беспокоит, но надоедает. Через неделю начинает раздражать, а через две — уже бесит. Начинают посещать мысли о том, что кашель не проходит и с этим нужно что-то делать. Окружающие вас отзывчивые люди делятся опытом своих знакомых, лечившихся различными методами, правда потом у них диагностировали астму или пневмонию. У отзывчивых, но нетактичных людей знакомые тоже лечились, но болели туберкулезом или раком легкого.

Градус настроения снижается, к раздражению присоединяется тревога за свое здоровье, основанная на кашле и неясности ситуации. Вы начинаете прислушиваться к своему состоянию, анализируя минимальные отклонения от «нормы», и примеряя на себя рассказы о болезнях. Осталось выяснить, каким же заболеванием болеете вы? На флюорограмме, которую вы сделали впервые за пять лет изменений нет, но что же тогда есть? Сведения, обрушенные на вас интернетом, настроения не добавляют и вы записываетесь на прием к врачу.

К этому времени, недели через четыре после ОРЗ, вас беспокоит не только и не столько кашель, сколько ощущение неполного вдоха и желание вдохнуть поглубже, а еще тревога за свое состояние, плохое настроение и почти сложившаяся уверенность в том, что это не просто кашель, а что-то гораздо более серьезное. А кашель, если разобраться, стал возникать намного реже.

Что происходит на приеме у врача? На вопрос, что вас беспокоит, вы, волнуясь, рассказываете о своем кашле. Поскольку о своих эмоциях и страхах говорить вроде бы неудобно, и не к месту, вы невольно преувеличиваете частоту и выраженность своих симптомов. Вы не кашляете, а КАШЛЯЕТЕ. На холоде, при резких запахах (утренняя соседка в маршрутке умылась духами, продаваемыми на разлив), и вообще вам ПЛОХО. А позавчера утром вы вообще закашлялись ТАК, что все домашние испугались (но предварительно сожгли что-то на плите с соответствующим дымом и запахом). Одышка? Да, конечно, беспокоит постоянно, все время не хватает воздуха.

И это не симуляция, вы действительно так плохо себя чувствуете, просто описываете свое состояние под влиянием и языком эмоций, а не ощущений. К сожалению, в медицине влиянию эмоционального состояния и особенностей восприятия на течение соматических заболеваний уделяется весьма немного внимания.

Рассказывая о своей болезни, вы бессознательно пытаетесь вложить в ее описание все свои опасения, страхи и негативные мысли. Собственно, болезнь — это и есть сложно переплетенный клубок физических ощущений, эмоций, мыслей о здоровье и ограничений в жизни, накладываемых болезнью. Но врач то воспринимает все это в единственном смысле — имеющейся, с ваших слов, симптоматики — кашля и затруднения дыхания. И его нельзя в чем-то обвинить, он действует по принятым правилам и стандартам, в которых нет места вашей тревоге.

А рассказ ваш свидетельствует о наличии симптомов повышенной чувствительности бронхов, что, в свою очередь, может быть признаком дебюта бронхиальной астмы. О чем врач вам и сообщает, говоря при этом, что это «возможно» и «нужно пару недель понаблюдать», после чего опять же «возможно», назначить базовую терапию бронхиальной астмы.

Ваши тревоги получили реальное воплощение и, если вы уже убедили себя в наличии астмы — вполне возможно, что через две недели вы начнете пользоваться ингалятором и вступите в ряды хронических больных, со всеми вытекающими последствиями.

Уважаемый читатель! Не воспринимайте все написанное выше, как издевку над больными людьми. Это лишь пример того, как эмоциональное состояние пациента может повлиять на решение врача и дальнейшую судьбу пациента, несколько утрированный, но, поверьте, совершенно реальный, я с ним сталкиваюсь в каждый сезон ОРЗ. И не нужно никого обвинять: пациент рассказывает, как может, а врач поступает, как должен.

В настоящее время оценка тяжести целого ряда хронических заболеваний основана исключительно на субъективных критериях — данных, предоставляемых пациентом. И если пациент неточно оценивает и описывает свои симптомы — в равной степени возможны как запоздалое начало лечения и неблагоприятные исходы, так и избыточное, неадекватное реальному состоянию, лечение, вызывающее ненужные эффекты и дополнительные финансовые затраты.

Относительно описанной выше ситуации: сроки восстановления слизистой оболочки бронхов после вирусной инфекции, нарушающей ее целостность — до восьми недель. Вполне естественно, что все это время чувствительность бронхов к внешним раздражителям повышена, и кашель более чем вероятен. Простая аналогия — суньте под горячую воду руку со свежими царапинами или ссадинами, скорее всего вы все поймете. Безусловный повод для беспокойства и визита к врачу появляется недель через пять-шесть сохраняющегося с неснижающейся частотой кашля.

Что же нужно делать и что я советую своим знакомым и знакомым знакомых, обратившимся ко мне с подобной картиной?

Поберечься от холода, дышать через шарф (зимой у нас бывает холодно) и носом. Спать в проветренном помещении, если в нем сухо, а это почти наверняка - купить увлажнитель или просто закрыть на ночь все батареи отопления мокрыми полотенцами. Не пользоваться резко пахнущей косметикой. Успокоиться и потерпеть, пока все не нормализуется. Найти меня через месяц.

Обычно никто не находит. Потом, при случайных встречах, выясняется, что все прошло за пару недель. Причем, что характерно, если и дышали через шарф, то пока помнили, то есть пару дней после разговора, одеколоны не выкинули и батареи не закрывали. По факту - как только поняли, что с ними происходит и успокоились - жизнь стала налаживаться.

Другое дело, если кашель беспокоит больше 5-6 недель без тенденции к улучшению. Придется написать и про это, но позже.