Найти в Дзене
STARTUPFAIRY.RU

Fair trade: что означает чёрная наклейка на бананах в магазине

Оглавление

Fair trade - общественное движение, которое, в частности, обращает особое внимание на экспорт товаров из развивающихся стран.
Fair trade - общественное движение, которое, в частности, обращает особое внимание на экспорт товаров из развивающихся стран.

Fair trade переводят на русский как "справедливая торговля". Термин очень абстрактный, а в России - вообще почти неизвестный. Вы могли обращать внимание на некоторые продукты в магазинах и кафе с чёрным логотипом-человечком. Обычно, речь идёт о ремесленных и с/х продуктах, например о бананах или кофе в пачках. Разберёмся, что это за зверь.

-2

Вся движуха началась в Штатах ещё в 40-х на волне борьбы за справедливость и равенство всех и вся, в том числе - малоимущих и ущемлённых ремесленников из стран третьего мира. Первой организацией, защищающей интересы честной торговли и отстаивающей справедливые стандарты международного трудового и экологического регулирования, стало религиозное движение The Thousand Villages.

Это движение успешно существует по сей день и является крупнейшей некоммерческой организацией, защищающей принципы справедливой торговли. Ten Thousand Villages пропагандируют честные торговые отношения с бедными странами, отстаивают вопросы цен на товары в пользу ремесленников, а также выдают сертификаты "Международной ассоциации справедливой торговли" (International Fair Trade Association - IFAT).

Вот здесь интереснее: вопрос сертификации является очень тонким, маркировка "fair trade" накладывает множество обязательств на производителя, а получить её можно только после нескольких лет тщательного аудита продукта и условий труда. Зачем это производителю?

Справедливая торговля призвана решить проблемы ценообразования на ремесленные товары (которое, по мнению fair-trade сообщества, должно включать ещё социальную и экологическую компоненту) с помощью установления альтернативной системы торговли «этичными» товарами. Этичное потребление — это социальный феномен, являющийся ответом на возрастающее беспокойство населения развитых стран относительно экологических и социальных проблем планеты.

Считается, что именно за потребителей, поддерживающих принципы этичного потребления (обычно, это обеспеченные клиенты из развитых стран) и борются производители, вступившие в гонку за право клеить на свои продукты чёрную наклейку. Забота об окружающей среде и экологии - важные элементы для воспитания лояльности к бренду.

Но справедливости ради добавлю, что дело не только в воспитании лояльной эко-аудитории. Получение сертификата - дело долгое и сложное, так что в большинстве случаев в эту авантюру вписываются компании, которые действительно разделяют принципы социальной отвественности. Посмотрите, сколько пунктов придется выполнить, чтобы добиться получения маркировки справедливого продавца:

Принцип 1. Создание возможностей для малообеспеченных производителей

Преодоление бедности путем торговли является ключевой частью целей движения.

Принцип 2. Прозрачность и подотчетность

Организации справедливой торговли должны предоставлять всю информацию для торговых партнеров, чтобы обеспечить безопасные и дружественные деловые отношения.

Принцип 3. Справедливая практика торговли

Организация свободной торговли заботится о социальном, экономическом и экологическом благополучии мелких производителей и не максимизирует прибыль за их счет.

Принцип 4. Оплата справедливой цены

Большая часть справедливой торговли сводится к установлению справедливой цены. Все цены на продукцию и заработная плата взаимно согласована — мужчинам и женщинам платят одинаково заработную плату, основанную на равном труде, а не полу или возрасту.

Принцип 5. Гарантия отсутствия детского и принудительного труда

Организация придерживается Конвенции ООН о правах ребенка, а также национальных / местного законодательства о труде детей.

Принцип 6. Приверженность недискриминации, гендерного равенства и экономического потенциала женщин и свободы объединения

Организация свободной торговли не допускаеть дискриминации при найме, оплате труда, обучения, продвижения, прекращения, или выхода на пенсию любого лица по расовому признаку, сексуальной ориентации, инвалидности и т.д.

Принцип 7. Обеспечение хороших условий труда

Все рабочее время и условия должны быть приведены в соответствие с нормами национального и местного законодательства, а также с актами Международной организации труда (МОТ).

Принцип 8. Наращивание потенциала

Организации, работающие непосредственно с мелкими производителями должны разрабатывать конкретные мероприятия, чтобы помочь этим производителям улучшить свои навыки управления, производственные возможности и доступ на рынки.

Принцип 9. Содействие в продвижении

Организация предоставляет своим клиентам информацию о себе, своих продуктах и всегда используется только честная реклама и методы маркетинга.

Принцип 10. Уважение к окружающей среде

Организациями, производящими продукты справедливой торговли максимально используется сырье из устойчиво управляемых источников в своем секторе, покупая на месте, когда это возможно.

10 принципов Fair Trade
10 принципов Fair Trade

Итого, вопрос маркировки Fair trade на товарах спорный: с одной стороны, он про справедливую торговлю и права поставщиков из развивающихся стран; с другой - про моду на экологичное поведение и лояльность привилегированных слоёв потребителей. Кроме того, важную роль играет вопрос цены: такие товары обычно дороже, что обосновано не рыночными механизмами, а лобби общественных движений.

Кстати, одним из крупнейших сертифицированных продавцов продуктов Fair trade является Starbucks. Компания с помпой рассказывает о своих поддержке принципов справедливой торговли во всех рекламных компаниях, что является базовой частью её маркетинга.

Так что, в следующий раз, когда возьмете любимый имбирный латте в Старбаксе, подумайте, за что вы сейчас переплатили: за честные условия труда фермеров Чили или за своё привилегированное положение и лояльность бренду.

#блинновации

канал про инновации в еде, кухню будущего и фудтех

читайте в телеграме: https://t.me/blinnovation