Более ста лет назад в Москве была издана книга «История города Москвы» замечательного историка, литератора, археолога и коллекционера Ивана Егоровича Забелина.
Это был удивительный человек - современник А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, А.И.Герцена, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева. Многих из них он хорошо знал, со многими дружил. Семнадцатилетним юношей, еще не закончив курс обучения, он начал трудиться в Оружейной палате Московского Кремля. Знакомство с древностями Кремля подвигло его на изучение истории Москвы, которой он посвятил всю свою жизнь. В 1879 году, по поручению Московской Думы, ученый начал готовить к изданию капитальный труд по истории Москвы. Для него это не было сложным делом, потому что к этому времени И.Е.Забелин имел гигантскую картотеку данных. Он просмотрел фонды всех московских архивов, изучил все опубликованные труды отечественных историков о Москве, а также воспоминания зарубежных путешественников и дипломатов. И.Е.Забелин побывал в московских и подмосковных монастырях, где хранились списки гражданских книг и хроник. К тому же он и сам владел солидной коллекцией различных документов, карт, гравюр из частных архивов москвичей...
Все это согласно завещанию было передано после смерти историка в Государственный исторический музей. Книга была издана в 1902 году, пользовалась необычайной популярностью и через три года была переиздана. В это время автор уже работал над продолжением рукописи (первая часть книги заканчивалась событиями 1765 года), но завершить работу помешала смерть (1908 год). В наше время книга И. Е. Забелина была перепечатана репринтным способом в 1990 году со второго издания (1905 года) и завоевала золотую медаль Археологического общества, а в 1991 году была впервые издана рукопись второго (незаконченного) тома И. Е. Забелина под названием «Посад».
«Приди ко мне, брате, в Москов!». Эти слова из частного письма суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого обращены к северскому князю Святославу Ольговичу. Юрий Долгорукий зовет дорогого гостя и союзника на честный пир. Княжеские летописцы датировали эту встречу 1147 годом. Значит, Москва уже стояла. Святослав приехал к Долгорукому с малой дружиной. Это было «4 апреля 1147 года в пятницу на пятой неделе Великого поста, накануне праздника Похвалы Богородицы».
На основании летописей можно реконструировать образ московской вотчины Юрия Долгорукого: «Великий луг Замоскворечья», расположенный против Кремлевской горы, обширные пастбища для скота и княжеских табунов, речки и ручьи, пересекавшие угодья, идеальные для хлебопашества...
1147 год взят за точку отсчета основания Москвы, но город (посад) был на этом месте и раньше. Об этом говорят археологические раскопки в предполагаемых историками и археологами местах наиболее вероятного проживания московитов. Археологические находки датируются концом IX - началом X столетия. Предметы материальной культуры, украшения, найденные в московских раскопках, говорят о тысячелетней истории Москвы.
Мысленно перенесемся в XII век, чтобы понять причину выбора места для основания Москвы. Всю суздальскую землю, которую стали называть московской стороной, прозывали «Лесной землею» или глухим лесом. На бескрайних просторах простирались леса, прореженные реками и речками, которые и оставались единственными транспортными артериями зимой и летом. Но уже в эти годы начали прорубать леса, устраивать дороги, «мостить мосты». В Сказании о чудесах Владимирской иконы Богоматери как раз и говорится о древних путях - дорогах Московии. Так, из Смоленска «ходили» вверх по Днепру до селения Волочек, а оттуда шло «сухопутье» - волоком верст 60 до верховья Москвы-реки.
Более древний путь мог проходить из Смоленского Днепра рекою Ворею (Воря), которая своей вершиной почти граничит с вершиной Москвы-реки. Затем дорога «падала» вниз по Москве-реке у Гжатска, приближаясь к нынешней Москве. Далее путь делал крутую петлю на север, пытаясь подняться к верховью Клязьмы «именно у впадения в Москву-реку реки Всходни» (Сходни). Эту гипотезу одобрял в своей книге «Очерки Русской Исторической Географии. География Начальной (Нестеровой) летописи» (1873 год) известный русский историк Николай Павлович Барсов.
Вот мы и подошли к близким нам «всходненским» местам. Писцовые книги начала XVII в. именуют земли, лежащие вокруг «Горедвы», иначе Горетовки, Горетовым Станом. Топография этой местности гориста, отсюда и название «Горедва».
Всходней было принято именовать обширный пойменный луг Москвы-реки. Место, откуда начинался «всход» по реке, чтобы быстрее достигнуть Клязьмы. Здесь, в районе Черкизово, было несколько групп древних курганов. Князь Сергей Александрович Романов спонсировал исследование нескольких курганов. Удивительные археологические находки подтвердили гипотезы историков о крупных поселениях-городищах, иногда служивших охранными крепостями от вражеских нашествий. Одно из таких «городищ» находилось у ручья «Ржавцы» (Ржавки).
Массовое заселение «всходных» к Клязьме мест, таких густонаселенных по тем годам, не оказалось ни выше, ни ниже Москвы-реки. А это указывает, что развитие «торговых и промысловых сношений нашей древности» требовало создания центрального торгового узла, который должен был связать торги Балтии с торгами Каспия и Сурожа (Черное море). Ученые предполагали, что «на Всходне закладывалось основание для древнейшего Москвы-города». Все говорило в пользу этого: топография, удобные торговые дороги не только из Смоленска, но и из Новгорода через Волок Ламский (Волоколамск). Здесь создавалось гнездо промыслов и торгов, где впоследствии мог возникнуть город, который мы сегодня именуем Москвой. Если бы Москва «расселилась» на Всходне, то она была бы еще красивее и удобнее расположена. История распорядилась основать Москву в той же местности, но на двадцать верст выше Всходни.
Когда правительство Советского Союза решало, где быть городу-спутнику Москвы, то рассматривалось несколько вариантов, как говорят строители, привязки к местности. Из многочисленных вариантов выбор пал на зеленый массив вблизи Сходни-Крюково. Вряд ли тот, кто решал, где быть Зеленограду, был знаком с гипотезой Ивана Егоровича Забелина об основании Москвы. А может быть, это промысел Божий - объединить Москву с тем самым «всходненским» массивом, где русские люди в XII веке хотели поставить столицу всех будущих русских княжеств?
Zelenograd-news.ru | Новости Зеленограда в вашем мессенджере Telegram