Более сорока лет прошло с тех пор, как советские зрители впервые увидели историю про сантехника-алкаша Афоню, который постепенно осознал, какую сомнительную и бесполезную жизнь ведёт. В 1975 году фильм Георгия Данелии "Афоня" посмотрели больше 60 миллионов зрителей. Давайте узнаем, каким фильм должен быть стать и с какими трудностями пришлось бороться во время съёмок.
В первом варианте сценария никакой комедии не было. Студент сценарного факультета ВГИКа Александр Бородянский написал сценарий на знакомую тему: в то время он учился заочно и работал маляром-штукатуром. Он придумал грустную историю с печальным финалом — о том, как в равнодушного маляра влюбляется хорошая девушка, которая очень страдает от неразделённой любви. Подумав, автор заменил маляра на сантехника — в то время именно сантехники были на слуху, про них сочиняли анекдоты. Сюжет "просветлел": главный герой превратился в балагура.
Однокурсник Бородянского предложил отправить сценарий на профсоюзный конкурс произведений о рабочем классе. Жюри заинтересовалось, автору дали поощрительный приз. После этого сценарий оказался на студии имени Довженко, режиссёром назначили Леонида Осыку, а на главную роль взяли Борислава Брондукова.
Параллельно сценарием заинтересовались в Госкино и предложили поработать с ним Георгию Данелии. Он "зажёгся", встретился с автором, в результате чего будущий фильм "отобрали" у студии Довженко и передали на "Мосфильм".
Афоней мог стать Высоцкий. О том, как выбирали актёра на главную роль, Георгий Данелия рассказал в своей книге "Тостуемый пьёт до дна".
На Афоню у нас было три кандидатуры – польский актер Даниил Ольбрыхский, Владимир Высоцкий и Леонид Куравлев. Три замечательных разных актера. Три разных фильма. Остановились на Куравлеве. И не ошиблись! Есть в Куравлеве какой-то секрет. Афоне в его исполнении прощают то, чего никогда бы не простили ни Афоне Ольбрыхского, ни Афоне Высоцкого. А этого мы и добивались. Нам хотелось, чтобы зрители в конце фильма не возненавидели нашего Афоню, а пожалели.
Ради Федула раздели пугало. Для Борислава Брондукова, который вдруг оказался "не у дел", в фильме нашлась эпизодическая роль Федула, друга-собутыльника Афони. На пробах он так понравился режиссёру, что его маленькая роль разрослась до нескольких сцен, в том числе и той, в которой Федул произносит бессмертное "Гони рубль, родственник, мне Афоня рубль должен был!"
Загримированный Брондуков настолько вошёл в роль безнадёжного алкаша, что его не признал за актёра швейцар ресторана, в котором шли съёмки. Брондуков вышел покурить на улицу, но его отказывались пускать обратно, даже грозились милицией, пока не вмешалась съёмочная группа.
Кстати, одежду для персонажа Брондукова "пожертвовал" сам Данелия: он поехал на дачу и снял с огородного пугала старые штаны и свитер.
Все сцены с Катей сняли за три дня. На роль Кати ассистент по актёрам привела студентку щукинского училища Евгению Симонову. Данелии она так понравилась, что её утвердили без проб. Но выяснилось, что Симонова уже подписала договор на съёмки в другом фильме в Башкирии. Стали искать другую Катю, но всё было "не то". Тогда директор картины Александр Яблочкин поехал в Башкирию и уговорил съёмочную группу "конкурирующего" фильма отдать им Симонову буквально на три дня. В результате сцены с её участием снимались в буквальном смысле и днём, и ночью.
"Машина времени" осталась за кадром. Данелия попросил, чтобы на съёмки сцены танцев привели самых современных музыкантов, которыми сейчас увлекается молодёжь.
Привели группу, главный – курчавый лохматый парень. Худющий. Одеты небрежно, держатся независимо. Спросили, сколько заплатим, и сказали, что сыграют. В мятых дырявых джинсах, в майках, небритые и волосы во все стороны. Я сказал, что эта компания не вызывает у меня доверия и я не уверен, что они придут. «Вы же сами просили современных. Эти и есть самые современные», – возразили помощники. «Приведите еще кого-нибудь для подстраховки», – сказал я. Они привели еще точно таких же волосатиков. Оказалось, что мы пригласили сниматься самые популярные и самые запрещенные в те времена группы. Первая группа была «Машина времени» Макаревича, а вторая – «Аракс» Шахназарова.
В фильме прозвучала песня "Машины времени" "Солнечный остров". Забавно, что пели "машинисты", а в кадре была группа "Аракс" — киношное начальство запретило показывать народу Макаревича и его коллектив. Впрочем, "Араксы" не только открывали рты под чужую песню, но и спели свою: "Скоро стану я седым и старым..."
"Хеппи-энда" в фильме не планировалось. Афоня покупает билет "куда угодно" и лежит на траве в ожидании самолёта. К нему подходит милиционер, требует паспорт и не узнаёт героя: на паспортной фотографии Афоня — молодой и беззаботный улыбчивый парень, а в жизни — уставший от жизни печальный мужчина с пустыми глазами. На этом фильм и заканчивался.
Однако Данелии такой мрачный финал не нравился. Переписали сценарий так, чтобы Катя всё же появилась перед Афоней в конце фильма, но лишь приснилась ему.
В последний съемочный день Жени – третий – работали очень интенсивно, снимали по одному дублю, чтобы успеть снять незапланированный «сон». И к концу дня приехали в аэропорт. Начали снимать подход Кати. Первый дубль сняли рапидом – Катя идет медленно, словно плывет. Не то! Сняли вариант – идет с цветочком. Не то! Сняли: она идет, волосы развеваются, платочек. Не то! И я понял, что дело не в том, как Катя идет по полю, с цветочком или еще как. А в том, что мне очень хочется, чтобы Катя появилась реально.
И Катя появилась реально. Критики впоследствии ругали за это режиссёра: дескать, фильм мог получиться не таким примитивным, если бы не финал. Но зрители приняли и полюбили фильм даже с таким "примитивным" финалом. Ведь "исправившийся" Афоня достоин счастья, разве нет?
***
Если вам интересны мои публикации о советском кино, обязательно подпишитесь на канал — тогда они будут чаще появляться в вашей ленте новостей. Спасибо за внимание!