Продолжаем наш разговор про уличную фотографию.
Как увидеть и сделать тот самый кадр.
Существует много маленьких фотографических хитростей. Нет никакой тайны во всем этом. Вы должны быть наблюдательны, вам должно быть интересно то, чем вы занимаетесь. Вы должны учиться видеть и предугадывать кульминацию события, момент, который будет сфотографирован. Видеть необычное в привычном и непривычное в обычном. Как этому научиться, мы попробуем разобраться немного позже.
А пока поговорим немного о технике съемки на улице.
Чтобы сделать хороший снимок, фотограф должен «раствориться» и стать незаметным для окружающих. Если вы будете ходить по улице со здоровенной зеркальной камерой и таким же объективом, то замечать вас будут за километр. Камера должна быть небольшой и неприметной. Идеально подойдет компактная камера со сменной оптикой. Она маленькая, не заметная в ваших руках, легкая, это важно при многочасовых прогулках по городу. Какую выбрать оптику? Здесь я тоже не буду особо оригинален, предпочитаю широкоугольные объективы 24-35 мм, они небольшие и легкие, как и камера. Чем ближе мы подойдем к тем, кого снимаем, тем лучше. Помните, о чем говорил Роберт Капа?
“Если ваши фотографии недостаточны хороши, значит, вы подошли недостаточно близко”.
В чем разница между съемкой телеобъективом от съемки широкоугольником?
Что главное в уличной фотографии?
На мой взгляд, важны эмоции в кадре и (или) эмоции при просмотре фотографии, т.е. вовлеченность зрителя в уличную сцену, которую мы снимали.
Фотография, сделанная телевиком, выглядит отстраненной, и зритель не чувствует участия фотографа в снимаемой сцене. А когда снимок сделан широкоугольником, у зрителя создается полная иллюзия участия в снимаемом действии, фотография начинает дышать, зритель видит, что фотограф был в гуще события и до него можно было дотянутся рукой. Каждый фотограф выбирает для себя комфортное расстояние. У одного человека — это полметра, у другого — метр, у третьего — полтора метра. Как раз те самые расстояния, на которых можно снимать объективами 24, 35 или 50 мм. Кстати, классики уличной фотографии в большинстве своем снимали, используя объективы 35 и 50 мм.
У широкоугольных объективов есть еще один плюс, помимо небольших размеров и веса. Это большая глубина резкости, а это значит, что во время съемки нам не нужно постоянно использовать автофокус. Выставили диафрагму, выбрали нужный нам диапазон глубины резкости и вперед. Я снимаю в большинстве случаев с отключенным автофокусом. Не нужно терять время на фокусировку, достаточно лишь выстроить кадр и нажать спуск, но это делается в доли секунды. У меня все происходит на полном автомате. Вижу сцену, предчувствую кульминацию, поднимаю камеру к глазам и в это же время делаю все остальное, успеваю выстроить кадр, поправить фокусировку и диафрагму и одновременно наполовину нажимаю спусковую кнопку. И когда видоискатель у глаза — раз, и получается фотография.
Может быть даже фотография с большой буквы, а может и нет.
Ведь нельзя же каждый день снимать шедевры. Если бы могли ежедневно снимать шедевры, было бы очень скучно. Представляете все фотографии, которые снимаем мы и другие фотографы — гениальны. Нет плохих фотографий, страшно представить. Фильм ужасов какой-то. Но такого не произойдет никогда. А значит нам есть куда расти и есть чему учиться.
Чем хороша фотография и за что я ее люблю. Всегда есть куда расти и есть к чему стремиться. Я каждый день учусь фотографировать. Учусь у классиков, учусь у себя, учусь у своих учеников, учусь у друзей и коллег по увлечению. Можно заняться фотографией в любом возрасте и получать от своего увлечения массу удовольствия и положительных эмоций. И не важно, что мы не станем великими фотографами, но мы научимся видеть Мир вокруг нас другими глазами.
Возвращаясь к выбору техники для съемки.
Невозможно предугадать всех ситуаций и сюжетов, возникающих на улице. А значит, для каждой ситуации возможны исключения из правил. Иногда я использую зеркальные камеры с мощными телеобъективами, пленочные камеры и даже форматные камеры на штативе. Ведь в конечном итоге и нам, и зрителю важна сама Фотография, а не то, чем она была снята. Снимайте, экспериментируйте и снова снимайте. Анализируйте полученные фотографии. Не ошибается только тот фотограф, который не фотографирует. Но это уже и не фотограф.
Далее мы продолжим разговор об уличной фотографии. Будем говорить о том, как и что снимать на улице. Задавайте ваши вопросы в комментариях в моей группе «Фотография как...». Подписывайтесь и следите за обновлениями.