Найти в Дзене
личный счет

На что живут фитнес-тренеры

Мода на ЗОЖ сделала эту профессию достаточно востребованной, правда, чтобы получать за тренировки действительно хорошие деньги, нужен большой опыт и наработанная база клиентов.  The Village спросил сотрудницу одного из столичных клубов о том, сколько она зарабатывает и на что тратит деньги

-2

Как стать фитнес-тренером

Я родом из города Соликамска Пермского края и мне 24 года. Когда я ещё училась в школе, мы с семьёй переехали в Екатеринбург, и с 15 лет я готовилась к поступлению в вуз на факультет промышленного дизайна. Параллельно озаботилась своим внешним видом и образом жизни, который и определял внешний вид. Сначала занималась фитнесом дома по видео. Оглядываясь назад, могу сказать, что занятия танцами в детстве сыграли не последнюю роль в том, что я отлично копировала технику выполнения упражнений. Похудев самостоятельно на десять килограммов за три-четыре месяца (никаких жёстких диет я не придерживалась, просто убрала грубые ошибки в питании и добавила ежедневные упражнения), я поняла, что хочу продолжать развиваться в направлении фитнеса и стала завсегдатаем ближайшего к дому фитнес-клуба. Училась боксу, танцам, стретчингу и всему, чему только можно. Параллельно отлично училась на промышленного дизайнера.

Затем я уехала в Санкт-Петербург в Колледж фитнеса имени Б. Вейдера, чтобы, наконец, подкрепить практический опыт научной базой и получить вторую специальность. Даже свою магистерскую диссертацию и дипломный проект я посвятила дизайну и разработке фитнес-оборудования. Сейчас я работаю фитнес-тренером в тренажёрном зале и развиваю свой проект по фитнес-оборудованию.

Спорт сыграл важнейшую роль в моей жизни. Во-первых, благодаря ему я укрепила связь со своей семьей, даже не подозревая, как это важно для меня (отец в своё время занимался боксом и бодибилдингом, но никогда ничего мне не навязывал). Во-вторых, я научилась любить себя и заботиться о себе, ценить позитивный опыт использования собственного тела, данного мне природой. В-третьих, я нашла сферу, в которой мне интересно развиваться. Кроме того, знание английского и испанского языков открывает интересные возможности, также связанные с фитнесом. 

Год назад я решила переехать в Москву. Сначала я приехала сюда на стажировку в дизайн-студию. Уже тогда понимала, что родным Екатеринбург мне не стал, и заниматься там мне больше нечем. Я оказалась из тех, кто влюбляется в Москву сразу и невзирая на её недостатки. Пока Москва меня устраивает полностью, но не исключаю вариант дальнейших переездов. Мне было тяжело прощаться с уже любимыми клиентами в клубе Екатеринбурга — как ни крути, я дарила им свою энергию, а они делились со мной своей. Но выбор был сделан, гражданский муж безоговорочно поддержал, и мы переехали, чему оба очень рады.

Я искала работу на HeadHunter и SuperJob. Отобрала около десяти приглашений на собеседования и тестирования, из которых осталась лишь одна вакансия, которая удовлетворила мои запросы и ожидания.

Собеседования в разные клубы проходят по-разному. Где-то ты приезжаешь на личную встречу со старшим тренером, где тебя расспрашивают об опыте работы, профессиональных навыках и особенностях работы с клиентами. Могут привести в пример гипотетического клиента с какими-либо ограничениями и противопоказаниями по здоровью и спросить, как такому клиенту тренироваться. Также могут попросить провести тренировку и показать себя в деле как тренера и специалиста по продажам своих услуг. В сетевых клубах часто проводят тестирования, которые могут делиться на этапы: заочный и очный. На них проверяются теоретические знания по анатомии, физиологии, диетологии. Иногда человек, хорошо проходящий теоретические тестирования, может провалиться на практических испытаниях.

Особенности работы

Как правило, под словами «тренер», «фитнес-тренер», «фитнес-инструктор», «инструктор тренажёрного зала» подразумевается один и тот же специалист. Уже внутри клуба становится ясно, какое из названий является основным. В моём клубе, например, мы все тренеры, потому что не просто рассказываем о работе тренажеров, а именно тренируем. Также внутри клуба тренеры делятся по категориям. Например, персональный тренер (базовая ступень) и мастер-тренер (ступенью выше, чем персональный тренер, соответственно, и оплата за тренировки выше). Тренер должен уметь правильно подбирать упражнения и составлять тренировочную программу в соответствии целями и состоянием здоровья клиента. Для этого тренеру необходимо разбираться в основах анатомии, физиологии, биохимии, спортивной медицины. Также тренер должен уметь выступить в роли консультанта по питанию — надо разбираться в диетологии (нутрициологии), а также психологии.

В самом начале карьерного пути ты ищешь любой клуб, заинтересованный в том, чтобы взять новичка, допустить его до работы с людьми и проверить навыки на практике. Уже потом, набравшись опыта работы с людьми, разобравшись в рынке вакансий, начинаешь понимать, в каком месте ты сможешь заработать больше за такое же или даже меньшее количество тренировок в месяц. Плохим клубом для тренера можно назвать тот, в котором задерживают или не выплачивают месяцами зарплату, а в сфере фитнеса сейчас это одна из насущных проблем, как в Москве, так и в регионах. Чем проще клуб и ниже его категория, тем больше шансов, что звёзды фитнеса там не работают, при этом там вполне могут быть толковые тренеры, которые совмещают работу в нескольких местах, чтобы получать больше денег. Я всегда стремилась работать строго в одном клубе, чтобы не распыляться, мне так комфортней.

Сейчас я работаю в тренажёрном зале первого в России акваклуба. Это достаточно большой комплекс со строящимся бассейном для водных программ, зоной восточных единоборств и кроссфитом, детским клубом и тренажёрным залом. В будни клуб работает с 7 утра и до 12 ночи, в выходные с 9 утра и до 10 вечера. В мои обязанности входят дежурства, во время которых я слежу за порядком в зале, соблюдением техники безопасности и правил клуба клиентами, знакомлюсь с людьми, страхую, подсказываю, забочусь об их комфорте и приглашаю на тренировки.

Утреннее дежурство длится пять часов, остальные смены — по четыре часа. Во время дежурств тренеру запрещается тренироваться самому. Кроме того, запрещается тренироваться в часы пик по будням с 18 до 21 часа — в эти часы все тренеры тренажёрного зала должны быть на рабочем месте, даже если в это время они не дежурят. Это позволяет справиться с потоком людей, приходящих в зал после работы. В маленьких клубах формата «у дома» такого нет. Но наш клуб находится в центре среди офисов, что делает это правило обязательным к исполнению.

Так как клуб открылся недавно, тренерский состав ещё расширяется, и дежурные смены мы расписываем на неделю вперед. Я стараюсь взять минимум три дежурства в неделю. Один дежурный час оплачивается в среднем по 50–100 рублей, в зависимости от клуба. Помимо дежурств, каждый тренер набирает клиентов и ведёт с ними персональные тренировки в свободные от дежурств часы. Я стараюсь работать по вечерам, так как мой ритм жизни больше похож на совиный. Мне несложно быть на работе в 11 вечера, а вот в 7 утра нереально трудно. Однако всех клиентов на вечер поставить невозможно, поэтому есть дни, когда я выхожу с утра. Иногда я провожу в клубе четыре-пять часов, а иногда все 12. Я стараюсь оставлять себе один полноценный выходной в неделю, пока это воскресенье. Все остальные дни я, так или иначе, провожу в клубе. Если высыпаться, я могу очень много работать и не уставать. Я пробовала вариант работы с 9 до 18 часов и поняла, что такой режим мне не подходит. Сейчас со мной работают ещё две девушки и семеро мужчин, будут ещё пополнения штата, но уже сейчас мы большей частью хорошая команда и успели даже провести летний корпоратив на природе.

Очень важно иметь над собой старшего тренера, с которым вы можете свободно общаться и понимать друг друга, решать рабочие вопросы. Мне не везде попадались грамотные старшие тренеры. Сейчас я довольна. В хорошем клубе всегда стараются обучать персонал, устанавливать стандарты работы с клиентами и иногда создают лист запрещённых упражнений, которые тренеры никогда не дадут своим клиентам во избежание травм.

Вообще, я уже привыкла к тому, что в фитнес-индустрии нереальное количество лукистов, сексистов, бодишеймеров, но сама для себя выбрала пропагандировать здоровый подход к фитнесу. Я считаю так: фитнес для жизни, а не жизнь для фитнеса. Я никогда не сужу о человеке и его достоинствах, только лишь глядя на его внешний вид и физическую подготовку. В первую очередь фитнес для меня и моих клиентов — это образ жизни и способ получить новый опыт взаимодействия со своим телом, научиться чувствовать себя здесь и сейчас, своеобразная медитация. Это способ проявить к себе заботу и любовь, без которых жизнь тяжела и грустна, на самом деле.

Самое приятное в своей работе — это видеть достижения своих клиентов. Огромная радость смотреть, как человек, который ещё недавно абсолютно не умел ни присесть, ни отжаться, ни простоять в планке 30 секунд, окреп и вовсю делает сложные упражнения. Благодаря таким метаморфозам люди начинают ощущать себя уверенней и счастливей, а помогла им в этом я. Это очень приятно — делать чью-то жизнь чуточку лучше каждый день и получать искреннюю благодарность в ответ. Однозначно могу сказать, что для меня самыми сложными являются те клиенты, которым на себя наплевать, которые ходят на фитнес из ненависти к своему собственному телу, о котором им совершенно не хочется заботиться. Таким людям скорее нужна помощь грамотного психолога, и тренер не всегда способен оказать эту помощь в полной мере в рамках своей квалификации и специфики работы.

Для меня важно, чтобы клиент шёл навстречу мне осознанно и добровольно, тогда всё получится, и мы оба будем счастливы. Такие клиенты на вес золота, они же и самые благодарные и старательные. Эти люди знают, что и зачем им необходимо и сколько денег, сил и времени они готовы на это потратить. С такими клиентами можно именно работать, а не нянчиться и уговаривать сделать ещё один разочек. Их не нужно особо мотивировать ничем извне (не нужно ни запугивать, ни манипулировать их комплексами, что иногда позволяют себе тренера, я — принципиально нет), они обладают самым главным — внутренней мотивацией. При этом я достаточно общительный человек, но знаю, что не с любым человеком смогла бы сработаться. Уверена, что вокруг каждого тренера так или иначе собирается группа клиентов определённого типажа.  

Зарплата

Моя первая зарплата в новом клубе составляет ориентировочно 35 тысяч рублей.  Это ниже по сравнению с остальным рынком, но на то есть ряд причин. Клуб новый и только набирает членов, за первые месяцы работы нужно провести много стартовых тренировок бесплатно, чтобы заинтересовать людей и получить себе постоянных клиентов. К тому же сейчас не сезон для фитнеса — горячая пора начнётся с середины сентября, когда все вернутся из отпусков и отправят детей в школы и сады. Все эти причины низкой зарплаты временные, и уже сейчас я предвижу, что ждёт меня дальше, и меня это устраивает.

Зарплата тренера складывается из оплаты за дежурные часы за месяц и оплаты за персональные тренировки. Персональные тренировки также имеют различную стоимость. Разовые тренировки, тренировки из пакета «десять штук» и «пять штук» оплачиваются по-разному. Существует стоимость тренировки для клиента и проценты от этой суммы, которую получает тренер. Этот процент зависит от выполнения плана по количеству проведённых тренировок. Чем меньше тренировок в месяц провел тренер, тем меньший процент денег он получит с каждой из них.

Это должно стимулировать тренеров проводить много тренировок, продаж, продлений пакетов тренировок и прочего. В некоторых клубах тренеры левачат, то есть работают мимо кассы, что в хороших местах не допускается. Клиент, конечно, может принести мне в карман лишние несколько тысяч рублей в месяц, но из-за таких схем можно потерять работу, а, соответственно, и весь остальной заработок, что глупо и неоправданно рискованно, на мой взгляд. Есть ещё так называемые подгоны от менеджеров из отдела продаж, которым тренер платит деньги за то, что они направляют клиентов к конкретному тренеру. Когда такое происходит в клубе, это, как правило, очень легко и быстро вскрывается, и человек теряет работу.

Траты

Мы с мужем снимаем комнату в квартире в сталинской высотке за 32 тысячи рублей. Платим аренду пополам. Можно считать, что у меня лично на оплату жилья уходит 16 тысяч рублей. Нам было принципиально жить и работать в центре Москвы или близко к нему. Мы не видели смысла переезжать и при этом жить на окраине города в спальном районе, напоминающем жизнь на прежнем месте. У нас был опыт жизни в Москве на окраине в двухкомнатной квартире, но мы сделали свой выбор в пользу комнаты в хорошем доме и районе и еще ни разу не пожалели об этом. Первые взносы платили из денег, специально накопленных на эти расходы ещё в Екатеринбурге.

Все наши расходы общие, но, чтобы описать личные затраты, я поделила их примерно пополам. На проезд на метро уходит не менее 3 тысяч рублей в месяц, такси не пользуюсь — нет необходимости. На питание вне дома уходит приблизительно 5–6 тысяч рублей — это обеды на работе, когда я не приношу ничего с собой, либо перекусы на прогулках. На продукты домой уходит около 10 тысяч рублей в месяц на двоих. Не могу отказать себе в качественных продуктах, которые люблю. Я могу купить простецкие макароны к курице, но варенье куплю любимое — инжирное и дорогое. Не могу пить дешёвый чай, а кофе иногда могу. 

На косметику и средства для тела уходит до тысячи в месяц. На оплату мобильной связи — 500 рублей в месяц. Интернет (400 рублей в месяц) оплачиваем по очереди с соседями по квартире. На кафе, кино, спонтанные мелкие прогулки могу потратить около 2–3 тысяч рублей. Мы стараемся экономить на досуге, больше гуляем, смотрим кино дома, ищем бесплатные мероприятия и фестивали.

Особые расходы — это спортивная брендовая одежда и обувь, на которой я стараюсь не экономить, так как это помогает мне выглядеть отлично и продавать себя клиентам. Недавно обновила гардероб, потратив в общей сложности больше 10 тысяч рублей. Ближайшие месяцы больше трат по этой статье расходов не будет.

Что касается покупки одежды, из-за затянувшейся жары и нехватки по-настоящему летней одежды в связи с переездом пришлось купить пару предметов одежды на распродажах. Всё вместе вышло не больше 3 тысяч рублей, и в ближайшее время (четыре-пять месяцев) обновления гардероба не будет.
На бытовые мелочи в IKEA (вешалки, мусорные ведра, стаканы под столовые приборы и зубные щётки, тапки, халат, полотенца) мы недавно потратили около 8 тысяч рублей. Эти траты также являются больше исключением, чем правилом, в связи с переездом.

В дальнейшем, с установлением более стабильного графика работы, хочу вернуть в свою жизнь уроки испанского, но не готова тратить на это более 4 тысяч рублей в месяц, буду искать подходящие формы занятий или займусь самообучением.  

Пока все траты вписываются в бюджет, заложенный нами на переезд, и до первой полноценной зарплаты я дотяну на деньгах, что были накоплены до переезда. В случае проблем с деньгами я всегда могу обратиться к мужу (он имеет несколько непостоянных и один постоянный источник дохода) или маме, но это вряд ли понадобится, ведь всегда можно придумать интересную подработку, и в качестве дизайнера-фрилансера в том числе.

В целом я живу в режиме умеренной экономии с обязательными послаблениями до тех пор, пока не подниму свой доход минимум до 50–60 тысяч рублей в месяц. В среднем тренеры в разгар сезона зарабатывают от 80–100 тысяч рублей и выше, что является моей целью на ближайший сезон. При хорошем доходе я планирую плотнее взяться за реализацию своего проекта по фитнес-оборудованию.