У понятия «душа» алтайцев в этнографической литературе зафиксировано восемь наименований. И в этом пункте шаманизм и тенгрианство начинают сливаться с термином «Алтайский билик», как его объясняет его «тилмешчи» («толмач» - переводчик), Н.А. Шодоев.
В современном обществе знание представлено наукой, а вера – религией. Они разделены как социальные институты и, соответственно, разделяют людей. Это говорит о расколотости, расщепленности мировоззрения – голова и сердце разошлись в разные стороны. Понятие же «Билик» объединяет источники знания и веры в один – это единство общих законов Вселенной, Природы и человека.
В бытовой речи многих народов существуют выражения «плоть и кровь» и «тело и душа». Из этого следуют две группы понятий, попарно близких друг другу: плоть и тело – как проявления материального мира, кровь и душа – как проявления более тонкого мира. Существует сакральная формула, утверждающая, что кровь есть душа: клятвы на крови, надписи и росписи кровью.
В космологии Билика центральное понятие – Кангый. В алтайском языке слог “кан” означает “кровь”. Таким образом, в отличие от видимого (плотского) мира Кангый можно назвать тонким миром (параллельным миром, ол дьер). Другими словами, это одно из воплощений Всевышнего, то, что мы обычно называем Вселенной, Космосом. Кангый определяет устройство и развитие небесного, земного и подземного миров.
Близким или родственным "Кангыю" является понятие "Эфир", используемое в эзотерической и философской литературе. Характерно, что в современной физике древнее понятие «эфир» получило второе рождение с появлением термина "физический вакуум".
По этой ссылке находится полный список моих заметок об истории и религии Горного Алтая, о Тибете и Кайласе, а также о загадках Аркаима