Сегодня, ввиду непрекращающихся бессмысленных и беспощадных инициатив Министерства культуры и Фонда кино, подавляющее большинство российских зрителей не смотрят российское кино.
Во многих случаях это справедливо, т.к. качество кинолент действительно оставляет желать лучшего.
Но порой страдают и хорошие фильмы, попав под каток праведной ярости аудитории. Особо радикальные товарищи вообще отрицают отечественное кино любой эпохи.
«Культпросвет» хочет напомнить читателям, что Россия в прошлом (преимущественно в эпоху СССР) – одна из сильнейших кинематографических держав. А так как сегодня Голливудское кино неимоверно более популярно отечественного, то стоит поговорить о наших фильмах, получавших когда-либо престижную американскую кинопремию «Оскар».
1. «Разгром немецких войск под Москвой», 1942 год.
Режиссёры: Илья Копалин и Леонид Варламов.
Документальный фильм, созданный из кинохроники советскими фронтовыми режиссёрами и операторами прямо в дни битвы за Москву. Как вспоминает Илья Копалин, работали в нечеловеческих и опасных условиях, каждый день под бомбами и пулями, на страшном морозе, монтировали в холодных подвалах, но важно было поскорее показать советским людям на экранах то, что фашистскую армию можно победить.
Единственный отечественный «Оскар» за документальный фильм.
2. «Война и мир», 1968 год.
Режиссёр: Сергей Бондарчук.
Эпическая многочасовая экранизация великого романа Льва Толстого. Многие специалисты (западные в том числе) полагают, что «Война и мир» - самый дорогой фильм в истории человечества, однако точно подсчитать бюджет так никому и не удалось.
3. «Дерсу Узала», 1975 год.
Режиссёр: Акира Куросава.
Совместное производство СССР и Японии. Легенда японского кино Акира Куросава был известен своим преклонением перед русской культурой (у него есть даже своя экранизация «Идиота»). Он поставил у нас киноверсию повести Владимира Арсеньева, рассказывающей об Уссурийском крае и местном охотнике Дерсу Узала. Картина была отправлена на «Оскар» от Советского Союза и получила статуэтку.
4. «Москва слезам не верит», 1981 год.
Режиссёр: Владимир Меньшов.
Одна из самых известных отечественных мелодрам. Именно после этого фильма на Западе задумались о том, что оказывается там, за Железным занавесом, люди тоже друг друга любят, воспитывают детей, живут простой жизнью. Возможно, поэтому Американская киноакадемия и вручила картине Оскар.
5. «Утомлённые солнцем», 1994 год.
Режиссёр: Никита Михалков
Да-да, тот самый Никита Михалков. Теперь слишком много принято говорить о его неудачных «Предстоянии» и «Цитадели» (второй и третьей частях «Утомлённых солнцем»), а также о его барских замашках. Но, тем не менее, не станем забывать, что Михалков – один из самых значимых отечественных режиссёров, снявший в прошлом множество великих фильмов. Среди них и первые «Утомлённые солнцем» - камерная сложная отношенческая история, происходящая солнечным днём в 1936-м году и отражающая судьбу целой страны. Единственный «Оскар», полученный художественным фильмом, созданным уже в новой России.
6. «Старик и море», 1999 год.
Режиссёр: Александр Петров.
Короткометражная мультипликационная экранизация одноимённой повести Эрнеста Хемингуэя. Совместное производство России, Канады и Японии. В мультфильме применена своеобразная манера рисования в стиле «ожившей живописи».
Однако мы не упоминаем множество фильмов, получавших номинации на столь престижную награду. Об этом как-нибудь в другой раз!
Спасибо за внимание! С Вами был «Культпросвет», подписывайтесь на канал! С нами интересно!