Оксана Линдстрём не только переехала из России в Швецию и успешно работает разработчиком в компании Mentimeter, но ещё и успевает заниматься детьми, работать над собственными проектами и вести вдохновляющий Instagram. Мы поговорили с Оксаной о её незаконченной аспирантуре, большом и разнообразном опыте работы и особенностях Швеции.
Как вы приняли решение учиться и работать в IT, не возникало ли у вас страхов и предрассудков на данную тему?
У меня немного особый случай, я люблю говорить, что это IT-сфера выбрала меня, а не я выбрала её. Сначала я пошла учиться на программиста, а потом нашла работу в этой области. Мне было 18 лет, и я устроилась в техподдержку Mail.ru, в которой, кроме главного менеджера, работали практически одни девушки. Там я познакомилась с многими разработчиками и поняла, что разработчиком работать намного интереснее, потому что за два месяца работы в техподдержке я уже разобралась с задачами, которые просто повторялись из раза в раз.
Изредка возникали случаи, когда пользователи находили баги, и я общалась с разработчиками, чтобы понять, как мы можем их исправить. Именно в этот момент я поняла, что быть разработчиком интересно, и целенаправленно начала больше уделять внимания учебе, хотя до этого думала, что эти знания мне не пригодятся. Тогда большинство разработчиков были мужчинами, но меня это не испугало, наоборот, я привыкла к мужскому коллективу, и у меня не было страхов и предрассудков.
Где вы учились?
Я училась в МГТУ им. Баумана на кафедре компьютерных технологий. В магистратуре я задумалась об учебе за границей, и по программе обмена с техническим университетом Чалмерса я попала учиться в Швецию. Тогда, в 2010, эта программа только начиналась, у нас появилась возможность учиться один год в России и один год в Швеции, получая диплом двух университетов.
Где вы работали раньше и где работаете сейчас?
Сейчас я работаю в компании, которая называется Mentimeter. Мы делаем приложение для интерактивных презентаций, где слушатели могут участвовать в презентации, голосовать и сразу видеть результаты, на крупной конференции или на небольшом мероприятии. Сначала я работала с ними как консультант, потом меня взяли в штат разработчиком. До этого несколько лет я провела в аспирантуре по вычислительной биологии. Я проучилась там четыре года, но решила не заканчивать аспирантуру. Это очень интересная сфера, в которой сейчас требуется много программистов для работы с большими данными и их визуализации и хранения, но у меня появились другие цели.
До этого я работала в стартапах как консультантом, так и в штате. Например, в одном из стартапов я была шестым нанятым разработчиком. К сожалению, он не выжил, но я получила представление о том, в каких условиях я хочу работать. Мне кажется, что работа в стартапе, в маленькой команде с интересными людьми, иногда за день дает больше знаний, чем работа в течение месяца в большой организации. Я немного работала и в более крупных компаниях, но поняла, что корпоративная культура меня не очень привлекает. Мне хотелось бы работать либо на себя, либо с узкой командой единомышленников, потому что так можно быстрее развиваться как специалисту.
Вообще при поиске первой работы особого выбора у меня не было, думаю, все эмигранты меня в этом поймут. Сложно искать работу всем, даже выпускникам магистратуры. Мне повезло, и я попала в компанию, которая искала разработчика со знанием русского языка. Начинающим разработчикам проще попасть в стартап, потому что там платят меньше, чем в обычных компаниях, иногда не требуется даже знание шведского языка.
Почему вы приняли решение уйти из аспирантуры?
Когда закончила университет и начала работать в Гетеборге, жизнь стала очень стабильной. Я переехала в другую страну, у меня появились друзья и вид на жительство, в общем, мне потребовалась новая цель. Я начала задумываться, как я могу использовать программирование для благородной цели, чтобы решать важные для человечества проблемы и при этом заниматься математикой и программированием.
Когда я только переезжала в Швецию, я хотела поработать в науке, во время магистратуры я даже участвовала в исследованиях, но они имели более прикладной характер. Позицию в аспирантуре в Стокгольме я увидела случайно, и, так как мне всегда было интересно изучать генетику и эволюцию, это привело к тому, что я подала документы. Меня выбрали из 120 участников. Не успев разобраться, я уже была аспирантом.
Сейчас я никому не советую такой путь, нужно очень осторожно выбирать тему исследований. Для начала можно поработать ассистентом, потому что в Швеции необходимо достаточно большое инвестирование времени и сил. Аспирантура – это пять лет учебы с одним руководителем. Нужно основательно подходить к выбору: посмотреть, какие у руководителя публикации, сотрудничает ли он с другими лабораториями, какое у него финансирование и так далее. Всего этого я тогда не знала, и в итоге получилось так, что мои идеалистические ожидания столкнулись с реальностью.
Изначально у меня не сложились отношения с первым руководителем, нам было сложно работать вместе. Потом я поменяла руководителя, соответственно, у меня изменилась тема, и я занималась не тем, чем изначально хотела. Я поняла, что не получаю удовольствия от своих трудов. У меня было много неуверенности и страхов, когда я принимала это решение. С появлением детей мое видение изменилось: теперь я принимаю решение только на основании того, нравится ли мне это делать и соответствует ли это моим ценностям. Если ответ нет, то я ухожу. Так я и решила уйти из аспирантуры.
Нужно учесть, что аспирантура подходит не каждому и опыт обучения сильно зависит от конкретной лаборатории. В целом, идти в науку с инженерным образованием нужно, если вы точно уверены, что хотите заниматься именно наукой. Степень PhD не ценится работодателем, даже наоборот, многие с подозрением относятся, если программисты идут в аспирантуру, потому что в академии страдает качество кода и рабочая этика. Этот опыт был мне в любом случае полезен, потому что я узнала много про анализ данных. Мне удалось поработать с данными в разных задачах, и теперь я могу применить себя в этой востребованной области. Так что мне не жалко потраченных лет, но чтобы закончить, мне нужно было потратить полтора-два года на научную работу фулл-тайм, а у меня появились другие цели. Более подробно о плюсах и минусах аспирантуры я писала в Instagram, там можно почитать и мое мнение, и комментарии других людей об их опыте.
Чем отличается работа в шведских компаниях от работы в российских?
Основной опыт работы у меня был в Швеции, поэтому я не так много могу рассказать об этом. В России я работала только в двух компаниях – Mail.Ru и Elster. В Elster у меня был специфичный опыт работы, потому что в Москве офис разработчиков тогда был небольшим. У нас была маленькая команда, и атмосфера была похожа на компании, которые я стремилась выбирать в Швеции. Это небольшие организации до 25 человек, где есть у кого поучиться, присутствует динамичная атмосфера и используются интересные технологии.
Единственное заметное различие – это более плоская организация структуры менеджмента в компании. В Швеции нет четкой иерархии между разработчиками и менеджерами, даже к junior-разработчикам прислушиваются, и у меня была инициатива и право высказывать свое мнение и влиять на разработку. Здесь все обращаются друг к другу по первому имени, что тоже показатель. В России так далеко не всегда, как и в США или даже в Германии. Еще одно отличие – это замкнутость шведов. Они пытаются разделить личное и рабочее, могут долго работать вместе и не общаться вне работы. Ну и ещё, наверное, это традиционная пятничная фика :)
Что для вас стало самым непривычным при переезде в Швецию?
Я до переезда в Швецию всю жизнь жила в Москве, поэтому непривычным стало то, что и Гетеборг, и Стокгольм намного меньше. В этих городах намного спокойнее и безопаснее, но меньше всего происходит. Даже IT-комьюнити в Швеции довольно небольшое, и здесь в своей узкой области можно знать почти всех.
Для меня ещё стало неожиданным, что до переезда я представляла себе Швецию страной феминизма, но у меня на кафедре в университете Чалмерса из 75 человек девушками оказались только я, одна шведская девушка и студентка по обмену из Китая. В Бауманке тоже училось мало девушек, около 15% от всего курса, но в Швеции студенток в этой сфере оказалось ещё меньше. Кроме того, если в России у меня было много опытных коллег-разработчиц, то здесь практически не было ни одной женщины, которая бы занималась разработкой. Несмотря на то, что в плане прав женщин Швеция ушла дальше России, почему-то именно в IT женщин работает меньше. Не очень понимаю, с чем это связано, но здесь сейчас тоже развивается много движений, привлекающих женщин в программирование. Здесь не считается, что женщина должна заниматься домом, все обязанности делятся пополам, и в целом, женщины более вовлечены в рабочую жизнь в других сферах.
Было также непривычно видеть, что мужчины много участвуют в уходе за детьми. Они могут брать декрет, и три месяца из этого отпуска может взять только отец. На улице часто можно видеть пап или даже группы пап, гуляющих с детьми в колясках с чашкой кофе наперевес.
Как проходит ваш обычный день и как вам удается совместить работу, хобби и семью?
У меня сейчас каждый день немного различается, потому что я совмещаю семью, частичную занятость по работе, свои проекты и хобби. Это требует очень хороших навыков тайм-менеджмента и расстановки приоритетов. Сейчас я работаю только 10 часов в неделю, остальное время беру декретный отпуск. Он в Швеции довольно длинный, оба родителя могут разделить около полутора лет декрета на полное время, но если брать меньше часов, то можно растянуть отпуск дольше.
У меня годовалые мальчики-близнецы, один день с ними сидит муж, 3,5 дня – я. В офисе я бываю раз в неделю на 7-8 часов, остальное время работаю из дома по задачам, которые взяла в текущий спринт. Когда я работаю из дома, то встаю в 6 утра каждый день и смотрю за детьми. В 10-11 часов приходит помощница по дому, тогда я могу поработать около двух-трех часов. Если помощница в этот день не приходит, то я занимаюсь детьми весь день. Вечером, когда дети ложатся спать, у меня есть три-четыре часа личного времени на работу и свои проекты.
Главным спасением для меня является тайм-менеджмент. Я строго планирую на неделю и на день, в план включаю отдых, время на себя, время с мужем и детьми. Ещё хочу сказать, что нужно не стесняться прибегать к помощи, какое-то время я даже всегда заказывала доставку продуктов на дом. Если фокусироваться только на саморазвитии и себе, то совмещать работу, семью и хобби не так сложно, но если стараться убираться дома и готовить, то успевать будет невозможно.
Что бы вы посоветовали девушкам, которые присматриваются к карьере в IT?
Не только девушкам, но и мужчинам я бы посоветовала делать то, что вам нравится, никогда не сдаваться и продолжать развиваться. Я считаю, что если девушка чего-то хочет, то она всегда может добиться. Да, мне приходилось сталкиваться с предубеждениями и дискриминацией и в России, и в Швеции, но в последние годы IT развивается в положительном направлении. Если вам интересно решать задачи, участвовать в создании проектов, то нужно дерзать и не отступать при трудностях.
На работе у меня было мало девушек, они работали только в маркетинговом отделе, поэтому я рано начала искать группы и комьюнити для женщин. Семь лет назад все это было в зачаточном состоянии. Я стала одним из основателей группы PyLadies, которая была основана в Сан-Франциско инженером Линн Рут, которая сейчас работает в Spotify. Она как раз приезжала в Швецию и рассказывала про организацию. Какое-то время я была задействована и в организации сообщества, которое существует и сейчас. Мне эта группа подарила замечательных подруг: и девушек, которые учились программировать с нуля, и тех, кто уже давно программировал.
Для меня это был хороший опыт, но теперь я думаю, что не всегда мероприятия только для женщин – это хорошо. Мне кажется, что это не основной метод решения проблемы женщин в технологиях. Пока в Швеции отсутствует сервис для поиска ментора, есть много образовательных программ для начинающих, но многим из них не хватает поддержки. Важно, чтобы эти люди находили связь с более опытным ментором. Сейчас я хочу создать подобную систему, которую тестирую в формате онлайн-группы для людей, изучающих программирование.