За что мы ненавидим современную фотографию. 5 из 10
Помимо того, что современную фотографию обвиняют в том, что на картинку просто невозможно смотреть (уж так плохо она сделана); некоторые заявляют, что теперь с её помощью можно «нарисовать что угодно», убрав все недостатки из изображения. А следовательно, от того, что было в действительности, ничего не осталось. Мы, как и раньше, решительно не согласны.
Видели ли вы когда-нибудь, чтобы пчёлы выступали против мёда? А чтобы фотограф-предметник критически относился к своему ремеслу? Французский фотограф Максим Гуйон (Maxime Guyon) как раз из таких «пчёл».
Если вы зайдёте на его сайт, то среди работ для таких «гигантов», как Lexus, Nike, L’Oficiel вы найдёте такую же яркую вкладку под названием «Technological Exaptation» (что в переводе означает «технологическая экзаптация»). По правде говоря, сам автор называет себя «художником и коммерческим фотографом».
На первый взгляд, на фотографиях — яркая «предметка»: фары и двигатели автомобилей, конечности промышленных роботов, крупные и дальние планы; фотографии машин в полный размер и с близкого расстояния, чтобы разглядеть детали.
То, что фотографии похожи на рекламные угадывается сразу, в них совсем нет намёка на несовершенство: каждый механизм выглядит как новый, на фарах нет пыли и царапин, поверхности блестят и рассеивают холодный свет. В ряду с достижениями прогресса даже форма простой зубной щётки говорит о том, что она столь же прогрессивна, как и её соседи.
Возможно вы вспомните первый выпуск о фотографии и ошибке, где художник Кристофер Уильямс сообщает нам о силе изображения, критикуя своими работами канон рекламной фотографии.
Но если эти фотографии рекламные, то что они могут рекламировать? Ведь логотипов или каких-либо опознавательных знаков бренда мы почти не видим. Так, фотографии можно было назвать «формой ради формы», если бы не название проекта.
В общих чертах, экзаптация — это процесс эволюции формы или структур, которые выполняли одну функцию, а затем перестраиваются, чтобы обслуживать другие функции. В Интернете часто можно встретить пример, когда оперение птиц, необходимое для выравнивания температуры тела, стало тем, что в итоге позволило им летать.
Вопрос, которым задаётся Максим Гуйон: что из себя представляет техника сегодня? Чем обусловлен внешний вид тех или иных вещей: функцией или формой?
В своём эссе к проекту, автор цитирует профессора Джованни Бонифати (Giovanni Bonifati), который утверждает, что потребность в новом предмете возникает не как осознанная необходимость, но как решение, появившееся под воздействием экономических сил "... которые утоляют голод инноваций, но не улучшают жизнь людей".
Поэтому техника и товары в объективе Гуйона рассказывают не столько о своём назначении, сколько о своём притягательном внешнем виде, который имеет мало общего с их функцией. Так, работы и автомобили готовы быть не столько верными помощниками, сколько желанными аксессуарами, которые хотят, чтобы их купили.
Проект "Technological Exaptation" существует в виде авторской он-лайн презентации.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.