Найти тему
ПРОЕКЦИЯ

Критическая предметка. Как посмотреть на себя со стороны

За что мы ненавидим современную фотографию. 5 из 10

Помимо того, что современную фотографию обвиняют в том, что на картинку просто невозможно смотреть (уж так плохо она сделана); некоторые заявляют, что теперь с её помощью можно «нарисовать что угодно», убрав все недостатки из изображения. А следовательно, от того, что было в действительности, ничего не осталось. Мы, как и раньше, решительно не согласны.

Видели ли вы когда-нибудь, чтобы пчёлы выступали против мёда? А чтобы фотограф-предметник критически относился к своему ремеслу? Французский фотограф Максим Гуйон (Maxime Guyon) как раз из таких «пчёл».

Maxime Guyon, Из серии "Technological Exaptation", 2015. © Maxime Guyon
Maxime Guyon, Из серии "Technological Exaptation", 2015. © Maxime Guyon

Если вы зайдёте на его сайт, то среди работ для таких «гигантов», как Lexus, Nike, L’Oficiel вы найдёте такую же яркую вкладку под названием «Technological Exaptation» (что в переводе означает «технологическая экзаптация»). По правде говоря, сам автор называет себя «художником и коммерческим фотографом».

Maxime Guyon, Из серии "Technological Exaptation", 2015. © Maxime Guyon
Maxime Guyon, Из серии "Technological Exaptation", 2015. © Maxime Guyon

На первый взгляд, на фотографиях — яркая «предметка»: фары и двигатели автомобилей, конечности промышленных роботов, крупные и дальние планы; фотографии машин в полный размер и с близкого расстояния, чтобы разглядеть детали.

Maxime Guyon, Из серии "Technological Exaptation", 2015. © Maxime Guyon
Maxime Guyon, Из серии "Technological Exaptation", 2015. © Maxime Guyon

То, что фотографии похожи на рекламные угадывается сразу, в них совсем нет намёка на несовершенство: каждый механизм выглядит как новый, на фарах нет пыли и царапин, поверхности блестят и рассеивают холодный свет. В ряду с достижениями прогресса даже форма простой зубной щётки говорит о том, что она столь же прогрессивна, как и её соседи.

Maxime Guyon, Из серии "Technological Exaptation", 2015. © Maxime Guyon
Maxime Guyon, Из серии "Technological Exaptation", 2015. © Maxime Guyon
Возможно вы вспомните первый выпуск о фотографии и ошибке, где художник Кристофер Уильямс сообщает нам о силе изображения, критикуя своими работами канон рекламной фотографии.

Но если эти фотографии рекламные, то что они могут рекламировать? Ведь логотипов или каких-либо опознавательных знаков бренда мы почти не видим. Так, фотографии можно было назвать «формой ради формы», если бы не название проекта.

В общих чертах, экзаптация — это процесс эволюции формы или структур, которые выполняли одну функцию, а затем перестраиваются, чтобы обслуживать другие функции. В Интернете часто можно встретить пример, когда оперение птиц, необходимое для выравнивания температуры тела, стало тем, что в итоге позволило им летать.

Maxime Guyon, Из серии "Technological Exaptation", 2015. © Maxime Guyon
Maxime Guyon, Из серии "Technological Exaptation", 2015. © Maxime Guyon

Вопрос, которым задаётся Максим Гуйон: что из себя представляет техника сегодня? Чем обусловлен внешний вид тех или иных вещей: функцией или формой?

В своём эссе к проекту, автор цитирует профессора Джованни Бонифати (Giovanni Bonifati), который утверждает, что потребность в новом предмете возникает не как осознанная необходимость, но как решение, появившееся под воздействием экономических сил "... которые утоляют голод инноваций, но не улучшают жизнь людей".

Поэтому техника и товары в объективе Гуйона рассказывают не столько о своём назначении, сколько о своём притягательном внешнем виде, который имеет мало общего с их функцией. Так, работы и автомобили готовы быть не столько верными помощниками, сколько желанными аксессуарами, которые хотят, чтобы их купили.

Проект "Technological Exaptation" существует в виде авторской он-лайн презентации.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.