Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин предложил вернуться к вопросу о декриминализации домашнего насилия, полагая, что преступность переместилась с улиц в семьи. О том, что «семейных» агрессоров из-за гуманизации законодательства станет гораздо больше, неоднократно говорили эксперты, но их в Госдуме не услышали.
«Года полтора назад был внесен, хотя мы были против, закон о домашнем насилии. Исключили, я так понял, эту тему из уголовного законодательства? Вот, мы уже пожинаем насилие», - сказал Бастрыкин во вторник, выступая на коллегии ведомства.
«Мы задушили уличную преступность против детей. Мы побороли, маньяков на улице уже нет, но они переместились в семьи, при чем в приемные семьи. Давайте вернемся к этой теме», - заявил глава СКР, которого сегодня цитирует «Интерфакс».
В феврале этого года исполняется год, как в России приняли закон о декриминализации побоев. Он вывел семейное насилие (действия, «причинившие физическую боль, но без последствий») из действия УК в категорию административных нарушений. В результате агрессоров за оставленные синяки и ссадины теперь не отправляют в колонии, а штрафуют.
Уголовное наказание сохранили лишь для побоев из хулиганских побуждений или тех, что наносились по причине розни (национальной, религиозной или социальной). Для семейных агрессоров оно наступает, лишь если уже получивший «административку» побил человека вновь (статья 116.1 УК РФ). Максимальное наказание за такое — три месяца ареста.
В поддержку нового закона выступала заместитель главы комитета Совфеда по законодательству Елена Мизулина. «За шлепок в семье можно получить до двух лет и клеймо уголовника на всю жизнь», — возмущалась сенатор. Теперь дебоширу, который поколотил жену или ребенка, грозит не уголовное наказание, как раньше, а административное — штраф или арест на несколько суток.
Противники изменений предсказывали, что нововведения развяжут руки людям, которые потенциально могут совершить насилие. Пессимистичные прогнозы начали сбываться. Это подтверждает череда трагедий, произошедших за последнее время от Камчатки до Москвы.
Среди них: история жительницы Подмосковья Маргариты Грачевой, которой муж отрубил кисти рук, или убийство 28-летней Елены Вербы из Солнечногорска. Супруг нанес ей 48 ножевых ранений. Не менее большой резонанс вызвало дело Галины Каторовой из Находки. Муж избивал ее на протяжении нескольких лет, пока она не схватила нож и не нанесла ему 11 ранений, одно из которых стало смертельным.