Вы еще помните, что такое "кривой стартер"? А когда последний раз пользовались кассетным автоприемником?
Все это уже достояние истории, а через 15-20 лет останутся в прошлом и пока еще привычные нам детали и приборы. Пофантазируем на эту тему?
Уже на грани исчезновения
Само собой, говорить огульно за весь мировой автопром нельзя, тем более что у нас новые технологии приживаются с некоторым опозданием по сравнению с ведущими автомобильными державами. Но и там "классики" и "архаики" на дорогах достаточно. Так что на всякий случай уточняем: мы рисуем портрет моделей, которые будут считаться современными и актуальными для рынка через 20 лет. И начнем с деталей, которые уже постепенно вытесняются более "продвинутыми" аналогами.
Механический "ручник". Еще 5-7 лет назад электромеханический стояночный тормоз был уделом автомобилей премиальных марок или отдельных производителей-оригиналов. Но очень скоро он пропишется в самых массовых моделях и может полностью заменить собой привычную конструкцию. И не только потому, что фиксировать машину на месте "кнопкой" удобно, - электрически управляемый тормоз будет необходим для системы полностью автономного вождения.
Замок зажигания. С каждым годом все больше автомобилей оснащается бесключевой системой запуска. Но это только начало! В будущем и брелок станет достоянием истории, а доступ в автомобиль и запуск двигателя будут осуществляться при помощи смартфона, как это сегодня уже используется в каршеринге. Если к тому времени сам смартфон не будет заменен еще более продвинутым девайсом. В конце концов, почему бы автомобилю не распознавать владельца по голосу, отпечатку пальца, сетчатке глаза или не "узнавать" его в лицо?
Аналоговые приборы. Говорят, новый седан Polo получит электронную панель приборов. И если даже "бюджетники" обзаводятся "графическими" приборами вместо традиционных аналоговых, значит, последним недолго осталось. Особенно в свете постепенного превращения автомобиля в мультимедийное устройство на колесах.
Аудиосистема в привычном понимании. Уже сейчас во многих автомобилях вместо универсальных аудиопроигрывателей используются встроенные фирменные системы, лицевая часть которых вписана в дизайн передней панели, а мультимедийная система давно стала обычным делом. "Музыка" оказывается лишь одной из составляющих целого комплекса, который позволяет не только слушать, но и смотреть, узнавать и даже общаться. В общем, берегите свою старую CD-магнитолу: лет через 40 она станет таким же раритетом, как сегодня ламповый радиоприемник!
Исчезнет не скоро
Технологии развиваются быстро, звучат заявления о будущем беспилотников и отказе от двигателей внутреннего сгорания. Но как нам кажется, многие принципиальные узлы в автомобилях будущего все равно останутся.
Привычные органы управления. Руль и педали будут держаться до последнего и, судя по всему, уйдут вместе с самим понятием "водитель". Хотя нападки на традиционные органы управления идут давно. Педаль сцепления и так отсутствует в каждом втором автомобиле. В электромобилях начинают экспериментировать с управлением лишь одной педалью "газа", когда подъем ноги равносилен нажатию на тормоз.
Но это еще что! Уже в конце 1990-х предпринимались эксперименты по "отмене" рулевого колеса! Так, концептуальный Mercedes F200 Imagination предлагал заменить "баранку" на джойстик, а Saab даже вел разработки в этом направлении.
Связь между органами управления и колесами/тормозами. Уже сегодня технологии позволяют командовать управляемыми колесами и тормозами по проводам. В отдаленном будущем так оно, скорее всего, и будет. Но как нам кажется, принципиальный отказ от традиционных конструкций рулевого управления и тормозной системы произойдет одновременно с отстранением водителя от управления. То есть когда массовые автомобили станут полностью автопилотируемыми.
Двигатель внутреннего сгорания. Нам пророчат скорую эру электромобилей, но многие к этому относятся со скепсисом. Несмотря на то что некоторые страны заявляют о запрете продаж традиционных автомобилей с ДВС уже в ближайшие десятилетия, можно предположить, что двигатель внутреннего сгорания так быстро со сцены не уйдет. Пусть даже он останется в качестве составляющей гибрида или вспомогательной энергоустановки для увеличения запаса хода электромобиля.
Галогеновые лампы. Ксенон, светодиодные фары и "как бы лазер" уже вовсе не фантастика, но еще и не повод отказываться от старых добрых галогеновых ламп. Сами производители говорят о том, что списывать такие лампы со счетов еще рано, они продержатся не одно десятилетие. Хотя можно предположить, что развитие технологий позволит улучшить характеристики "галогенок".
Станет "стандартом"
Теперь поговорим о технологиях, которые только внедряются в серийные автомобили, но в ближайшее время станут привычными, а то и обязательными в угоду безопасности.
"Планшеты" повсеместно. Они уже есть в Tesla и премиальных моделях, их вовсю "примеряют" концепт-кары, намекая на то, что аналоговые приборы, нынешние мультимедийные системы и даже боковые зеркала уйдут в прошлое. Будет такое замещение полным или нет, покажет время, но факт: скоро "планшеты" будут восприниматься как само собой разумеющийся элемент интерьера.
Системы автоматического торможения и возврата в полосу. Скоро они станут такими же обычными, а возможно, и обязательными элементами активной безопасности, как сейчас ABS и ESP. Это тем более реально, если учесть, что данные системы - одна из ступеней по пути к полностью автономному вождению.
"Коммуникация" автомобилей. В будущем машины будут "общаться" между собой, обмениваясь различными данными. Это вопрос не только комфорта, но и безопасности: подключенные к общей сети автомобили могут "узнавать" не только о свободных парковочных местах, но и о скользком покрытии или аварийной ситуации впереди, предупредят об опасном сближении в условиях недостаточной видимости и т.д. "На связи" с автомобилем может быть сервисная станция, офис и дом владельца, а для коммерческой техники - склад или терминал, что позволит облегчить и ускорить многие повседневные и рутинные процессы.
"Черный ящик". Прибор-регистратор различных параметров есть в авиации, а последнее время все идет к тому, что нечто подобное появится и в автомобилях, блоки управления которых и так работают с целым массивом данных. К слову, уже сейчас машины оснащаются системой ЭРА-ГЛОНАСС или ее аналогом. В случае ДТП система реагирует на удар и автоматически связывается с оператором службы поддержки.
Наш вердикт
Некоторые прогнозы могут показаться фантастическими, но просто сравните между собой автомобили 1990-х, начала 2000-х и современные модели. И вы увидите: то, что считалось экзотической конструкцией или дорогой опцией 20 лет назад, сейчас присутствует в "базе" отнюдь не премиумных автомобилей. Это касается как оснащения (ESP, мультимедийная система, бесключевой доступ), так и собственно техники: турбонаддув, непосредственный впрыск топлива или активная подвеска давно применяются производителями массовых марок. И в то же время карбюраторы, рессорные подвески, рамные конструкции в легковом автопроме уже фактически стали достоянием прошлого. Так что привычные нам технологии будут заменены новыми, нравится нам это или нет.
Иван КРИШКЕВИЧ
Фото из архива редакции и открытых источников
ABW.BY
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber