На первый взгляд это обыкновенный поезд, который ничем не отличается от тысячи других поездов. Но это только на первый, очень поверхностный взгляд...
На самом деле — это БЖРК (боевой железнодорожный ракетный комплекс) «Молодец» — страшное оружие Советского Союза. И теперь, распиленный в конце 2000-х «Молодец» снова готов стать в строй с новым именем и новыми ракетами...
Советский Союз всегда славился своими железными дорогами: огромная транспортная сеть, протяженностью десятки тысяч километров, охватывала и опоясывала всю страну. В начале 60-х годов советская разведка получила агентурные данные о том, что США полным ходом разрабатывают маневренную точку запуска баллистических ракет на железнодорожной платформе типа LGM-118 Peacekeeper. Преимущества такого мобильного комплекса были очень убедительны: высокая маневренность, тайное перемещение, вражеская разведка не могла просчитать, где в момент запуска будет прибывать поезд, который ничем не отличается от обычного товарняка. Но препятствием для американцев стали ракетные двигатели...
Существующие двигатели никак не хотели помещаться в стандартных вагонах, а разрабатывать новые вагоны означало демаскировать поезд. Идею решили заморозить...
Но эту идею перехватили на другом берегу Атлантики. БЖРК стали активно разрабатывать в СССР, который имел свои наработки еще со времен знаменитого бронепоезда. Первые бронепоезда появились еще в Царской России в 1914 году. С началом Первой мировой войны (кстати, особенно активно бронепоезда использовали большевики во время гражданской войны, подавляя различные крестьянские выступления), бронированная железнодорожная платформа, с пулеметами и артиллерийским оружием, зарекомендовала себя наилучшим образом так, что во Второй мировой войне советские войска продолжали использовать бронепоезда и ставили на платформы дальнобойную артиллерию.
Поэтому ко второй половине шестидесятых годов отечественные конструкторы очень быстро создали боевой железнодорожный ракетный комплекс. Авторами стали братья Владимир и Алексей Уткины. Владимир, в частности, разработал ракетоноситель 15Ж61. Конструкторы работали на украинском «Южмаше» и в свое время к разработке подключился будущий второй украинский президент Леонид Кучма. А младший брат Алексей Уткин сконструировал специальную железнодорожную платформу. Одна ракета, запущенная с «Молодца» несла 5 мгт смертоносного заряда и этого было вполне достаточно, чтобы превратить в пепел довольно большой американский город...
Всего один БЖРК имел 3 пусковых установки. С момента остановки до запуска проходило 25 минут. Единственное, что демаскировало ядерный поезд — «тягловая сила»: поезд тянули три локомотива. Кроме того, как выяснилось, не все колеи смогли выдержать немалый вес поезда.
Пока в Минобороны напряженно думали, как решить эту проблему, к власти пришел Горбачев и принес огромной социалистической стране совершенно непредсказуемые последствия…
После развала СССР и в соответствии с договорами об ограничении наступательного оборонительного вооружения, 12 «Молодцев», которые стояли на боевом дежурстве, без всякого пафоса банально распилили на металлолом...
Читайте также: Легендарное оружие Красной Армии. Бронепоезд
Начиная с 2013 года, россияне повернулись к идее восстановить боевой железнодорожный ракетный комплекс. Теперь он называется «Баргузин». В отличие от «Молодца» с 3 пусковыми установками, «Баргузин» имеет 6. На смену 15Ж61 пришел модифицированный РС 24-3 Ярс, а вместо трех тепловозов, которые транспортировали «Молодца», «Баргузин» использует только один, что делает ядерный поезд абсолютно замаскированным. Достоверных данных о «Баргузине» нет: информация на уровне сплетен журналистов и домыслов отдельных высказываний различных околовоенных экспертов. Поэтому, неизвестно возродила ли Россия БЖРК, а также неизвестно станут ли реальностью планы о том, что к 2020 году БЖРК должен заступить на боевое дежурство...
Подписывайтесь на канал Оружие, чтобы первым получать свежие статьи из мира вооружений!