Найти в Дзене

Как в Китае воспитывают «маленьких чемпионов»...

Китай - страна победителей и чемпионов, такой результат достигается благодаря «китайской системе воспитания», в которой ребенка учат соответствовать высоким требованиям и подчинятся учителям.

Успех Китая объясняется двумя причинами:

Во-первых, у учителей есть власть, которую уважают родители, — это повышает качество обучения.
Во-вторых, китайцы с детства привыкают к мысли, что к успеху приводят не врожденные способности, а усердный труд.

Китайские родители не балуют своих детей, поэтому они вырастают более сильными и выносливыми и добиваются лучших результатов. В китайских школах на первом месте всегда стоит группа, а не отдельный ребенок. Учителя с детьми тоже не нянчатся, и в результате ученики вырабатывают такие навыки и такую устойчивость, которые и не снились американским детям. От китайских школьников ожидают многого, и они учатся соответствовать этим требованиям. Уверенность в себе появляется благодаря достижениям, а не идее, что главное — участие.

© Max Pixel
© Max Pixel

Китайские педагоги, считают своей задачей не учить ребенка предмету, а сформировать его ценности и характер. Дети участвуют в уборке класса — учителя и родители это поощряют. Китайские преподаватели требуют высоких результатов, и они же помогают детям достичь их. По итогам теста PISA, который пишут 15-летние школьники по всему миру, Шанхай не раз занимал лидирующие места.

© Max Pixel
© Max Pixel

Учителя в Китае верят, что любой ребенок может преуспеть, вне зависимости от происхождения и доходов его семьи. Они верят, что достижения требуют упорной работы, а не определяются природными способностями, и учат своих учеников именно этому.

По результатам PISA трудно судить о качестве образования, но даже они показывают, что 10% шанхайских подростков из самых бедных семей знают математику лучше, чем 10% наиболее привилегированных учащихся в США.

«Чем лучше результаты страны в тестировании PISA, тем хуже там обстоят дела с предпринимательством. Дети могут отлично знать математику и другие науки, но никто из них не станет новым Марком Цукербергом»

Жизнь китайского школьника может казаться однобокой. Три часа домашней работы — это три часа, когда ребенок не играет с другими на площадке или в игровой комнате, не дает простора своему воображению. Детство короткое, и многие считают, что это время нужно оберегать от слишком ответственных контрольных, рейтингов и стресса.

«Китайские школьники привыкли к сложной учебе, они знают, что успешным может стать каждый, кто готов потрудиться». Поэтому правительство вправе устанавливать очень высокую планку, а детей учат соответствовать этому уровню

Исследования показывают, что чем лучше результаты страны в тестировании PISA, тем хуже там обстоят дела с предпринимательством. Предпринимательский потенциал стран, которые лидируют в рейтинге PISA, более чем в два раза ниже, чем в странах, которые находятся в середине списка или на последних позициях.

У восточноазиатского подхода есть и  недостатки. Многие дети — единственные в семье, родители абсолютно преданы их интересам. Ради образования детей они готовы пойти на все, а те, в ответ на такое давление часто начинают обманывать. Китайцы считают, что их система образования «неустойчива из-за коррупции, плавающих критериев, непонятных причин, по которым ставятся оценки».

Более того, полная власть учителей не обязательно ведет к лучшим знаниям.  Исследование 2004 года, защищает распространенную в Китае систему прямого обучения, когда учителя показывают, как решать задачи, а ученики повторяют за ними. И хотя что-то таким образом выучить действительно можно, существует множество других исследований, которые показывают, что если ребенок разбирается в каких-то вопросах самостоятельно, то это приводит к более глубокому изучению материала и может усилить интерес к учебе.

В таком случае вопрос в том, насколько оправданна жесткость китайской системы.

Понравился пост? Подпишитесь на канал на ДЗЕНЕ https://zen.yandex.ru/media/cninfo.