Первым ответом Киева на договоренности по Донбассу, достигнутые представителями РФ и США Владиславом Сурковым и Куртом Волкером в Дубае, стал полный отказ от диалога на минских переговорах. Далее последовали новые провокации, включающие покушение на министра обороны ДНР. Киевский режим всячески пытается сам вырваться из осады, а Донбасс оставить в блокаде.
Перспективы урегулирования остались туманными
На заседании Трехсторонной контактной группы по урегулированию ситуации в Донбассе, прошедшем 31 января, стороны переговоров не достигли прогресса ни по одному вопросу повестки дня. Как сообщила представительница ЛНР в гуманитарной подгруппе Ольга Кобцева, Украина даже не подтвердила готовность к следующему обмену удерживаемыми лицами («пленными»), который анонсировался после предыдущей встречи в Минске.
«Мы призываем Киев отказаться от силового сценария и предпринять реальные, действенные шаги в экономической, гуманитарной и политической сферах», – заявил по итогам заседания постпред РФ в контактной группе Борис Грызлов. Он отметил, что необходимо «полностью снять экономическую и инфраструктурную блокаду Донбасса», продолжить и завершить по формуле «всех на всех» упомянутый обмен, безотлагательно ввести в действие закон об особом статусе Донбасса с вступлением его в силу по формуле Штайнмайера и закон об амнистии.
При этом Б. Грызлов о реакции Киева на данные призывы умолчал, но рассказала и.о. министра иностранных дел ДНР Наталья Никонорова: «Категорическую неспособность украинских властей выполнять свои политические обязательства подтверждает и озвучивание представителями Украины в Минске политических лозунгов вместо предоставления официальных позиций как по вопросу этого юридически неполноценного закона (о т. н. «реинтеграции». – А.Н.), так и по вопросам повестки дня».
Дипломат подчеркнула, что на необходимости пересмотра указанного закона для устранения явных противоречий Комплексу мер настаивают не только гаранты Минских соглашений, но и ПАСЕ, где недавно была принята соответствующая резолюция. «В случае если Киев не внемлет данным призывам, перспективы мирного урегулирования остаются довольно туманными», – заявила Н. Никонорова.
Увы, как уже сообщал «Ритм Евразии», представители Киева по-прежнему пытаются доказать, что принятый Верховной радой закон о реинтеграции Донбасса не противоречит Минским соглашениям.
Убить военачальника в тылу для эскалации на фронте?
Пока в Минске стороны переговоров отмечали уменьшение количества нарушений «режима тишины» в последние недели, боевики «АТО» обстреляли Донецк. По официальным данным, огонь велся из минометов, хотя военкоры сообщали о тяжелых орудиях и, возможно, даже «Градах».
«Военное руководство всеми действиями показывает либо полную свою несостоятельность в управлении подразделениями ВСУ, либо ими движет отсутствие безнаказанности и чести, несмотря на то что в Донбассе находится высокопоставленный гость из Италии председатель ОБСЕ А. Альфано», – прокомментировал 1 февраля обстрелы республики со стороны ВС Украины замкомандующего оперативным командованием ДНР Эдуард Басурин. На следующий же день каратели из 25-й отдельной воздушно-десантной бригады отличились невесть которым по счету обстрелом Донецкой фильтровальной станции, не считаясь с угрозой экологического бедствия.
Однако самую серьезную попытку спровоцировать защитников республики на обострение военных действий противник предпринял в тылу ВС ДНР. Вечером 1 февраля украинские диверсанты произвели обстрел из РПГ административного здания министерства обороны. Граната попала в окно кабинета начальника кадровой службы, но донецкие силовики усмотрели в теракте покушение на главу Минобороны первого Героя ДНР Владимира Кононова. К тому же при обследовании здания и прилегающей территории было обнаружено еще и не сработавшее взрывное устройство.
«Украина показывает, что пытается решить конфликт только агрессивно, только путем войны, путем силы, и не стесняется применять террористическую методику. Основная цель – это именно эскалация конфликта с перспективой на обострение. Может быть, хотели заставить нас среагировать в военном плане», – прокомментировал теракт начальник пресс-службы ВС ДНР Даниил Безсонов.
Хунта испугалась «зачистки» Л/ДНР?
Отметим: если эскалация конфликта с целью срыва минского процесса действительно в интересах Киева, то перспектива «зачистки» непокорных республик по пресловутому хорватскому сценарию больше не радует «украинских патриотов» («укропатов»).
Дело в том, что в России и Л/ДНР дубайские договоренности К. Волкера и В. Суркова ряд экспертов восприняли настороженно, справедливо полагая, что западные кураторы по-прежнему надеются под видом миротворцев ввести в Донбасс оккупантов. Но на Украине перспектива увязки ввода миротворческой миссии с выполнением Комплекса мер вызвала даже нечто худшее, чем очередная истерика.
Так, отличившийся как «враг Кадырова» парламентарий Игорь Мосийчук через соцсеть потребовал вызвать «марионетку Госдепа» м-ра Волкера в Верховную раду «для предоставления разъяснения относительно содержания переговоров с Сурковым и выше упомянутых высказываний». А вице-спикер Рады Оксана Сыроид выступила со статьей в издании ZN.UA, где заявила, что Украине миротворцы ООН – не союзники, ибо они будут пацифицировать украинских солдат. При этом боевиков «АТО», обстреливающих мирные населенные пункты и убивающих жителей Л/ДНР, которых Украина якобы считает своими гражданами, Сыроид называет «единственными миротворцами».
Очевидно, что киевскому режиму невыгодно прекращение огня в Донбассе и снятие экономической блокады республик. И не только по той причине, что «война с агрессором» превратилась для «главковерха» П. Порошенко и его приближенных в Клондайк. Чего стоят только 37,9 млрд. гривен 1,5-процентного военного сбора, удержанного с физлиц за 2014-2017 гг. и исчезнувшего в неизвестном направлении, о чем недавно сообщил внефракционный депутат Рады Виталий Куприй.
Как подметил журналист Андрей Бабицкий, для украинской колониальной администрации, подсаженной на иглу западных кредитов и потому зависимой от США, «право на войну» остается последним элементом субъектности. К тому же лишившись его, режим утратит и аргументы для электората, которому именно «российской агрессией» и «рукой Москвы» объясняет снижение уровня жизни до массовой нищеты, ограничения гражданских свобод, рейдерские атаки на бизнес в исполнении наци-радикалов.
Но не улыбаются Киеву и «зачистки» Л/ДНР, поскольку в точности повторить события августа 1995-го в Сербской Краине, выдавив непокорное население в Ростовскую область РФ, не получится. А территории с людьми, требующими гражданских прав, зарплат, пенсий, да еще восстановления разрушенной инфраструктуры, только приблизят конец хунты.
Пушилин: терпение и труд все перетрут
Касательно влияния США на украинскую политику есть мнение, что режим Порошенко оказался между двух огней. Мол, американский президент Дональд Трамп и его команда стараются улучшить отношения с Россией, для чего действительно требуют от Киева выполнения Комплекса мер, подписанного в Минске и утвержденного Совбезом ООН. Но оппоненты Трампа достаточно сильны и влиятельны для того, чтобы навязывать на украинском фланге «большой шахматной доски» свою игру, не позволяя режиму Порошенко выполнять указания Белого дома.
В этих условиях хунта, естественно, делает выбор в пользу продолжения саботажа мирного урегулирования. Тем более у нее еще есть время – как минимум пока Россия и США будут согласовывать конкретный механизм ввода миротворцев, увязанного с минским процессом. В свою очередь, переговоры по этому вопросу, судя по стилю работы К. Волкера и его умению торговаться, будут проходить долго и сложно.
Тем временем представители РФ и Л/ДНР будут продолжать дважды в месяц прибывать в Минск и проводить встречи с недоговороспособными киевскими визави. Зачем республикам это нужно, 1 февраля объяснил на своей странице в Facebook донецкий полпред в ТКГ, председатель Народного совета ДНР Денис Пушилин.
«Минские договоренности – это политическая осада Украины и ее «партнеров». А осада – это всегда время и терпение. Россия заставила всех политиков, имеющих хоть какой-то вес в мире, выучить и повторять словосочетание «Минские соглашения», и благодаря этому ДНР и ЛНР – непризнанные, блокадные, обороняющиеся – третий год не сходят с мировой политической повестки дня.
И не сойдут, пока не сложатся условия для мира в Донбассе, приемлемого для нашего многострадального народа. Я уверен в этом, поэтому утомительная дорога в Минск мне не кажется бесполезной. Терпение и труд все перетрут – народная мудрость знает толк в прописных истинах. Мы обязательно победим!» – написал Д. Пушилин.