Это событие уже переросло в традицию, становясь все ярче и интереснее, собирая все большее число гостей и участников. В этом году на праздник приехали более 2000 человек, включая зарубежных гостей. Для его проведения Масловка выбрана не случайно. Деревня находится рядом с усадьбой дворян Нечаевых, где по заведенной Екатериной II моде в XVIII веке процветала охота. Во времена Российской империи псовая охота была любимой утехой знати – приятным досугом и спортом, способом померяться умением, добычливостью и красотой собак, резвостью лошадей и богатством двора. Сегодня такой досуг доступен любому гостю праздника в Масловке.
12 команд охотников из Липецкой, Воронежской, Тамбовской, Тульской и Московской областей приехали со своими сворами, чтобы принять участие в показательной реконструкции псовой охоты. С высокого берега Дона открывается впечатляющий вид на бескрайние просторы, олицетворяющие широту русской души. Фестиваль начался со встречи гостей. Ряженые и скоморохи с балалайками, русские красавицы с хлебом и солью предваряли церемонию открытия, которая плавно переросла в парад участников. Перед гостями прошли борзятники со сворами великолепных псовых, участники Елецкого клуба исторической реконструкции «Копье», прогарцевали всадники данковской школы верховой езды.
Мороз хватал за щеки, а гостей согревал чай из тульских самоваров и большие костры, сооруженные сотрудниками МЧС. На скатертях-самобранках горками высились горячие блины, пироги да баранки. Ярмарка набирала обороты. Развернули свои красочные лотки мастера декоративно-прикладного искусства. Фермеры наперебой предлагали гостям домашние вкусности: соленья, варенья, липецкий мед, настойки, отвары. Можно было продегустировать даже местное вино. Нарасхват шел знаменитый «масловский» сыр, изготовленный по французским технологиям местными сыроделами. И все это с шутками-прибаутками – отзвуками старинных местных традиций. Но самый большой интерес вызвали, конечно, собаки. Послушать рассказы о русской псовой борзой, об удивительной красоте охоты в поле собралась добрая половина присутствующих. Не так часто можно в буквальном смысле прикоснуться к живому достоянию России, по ценности своей сравнимой разве только с орловским рысаком. От желающих сфотографироваться с этими грациозными, благородными и на редкость дружелюбными собаками не было отбоя. А они и рады были позировать.
Игры, народные забавы, хороводы, катание в санях, запряженных рысаками, – скучать здесь невозможно, тем более что на празднике всегда много детворы. Еще одна традиция Фестиваля в Масловке – приезжать сюда семьями. Ребятня с разинутым ртом наблюдала реконструкцию боя елецких ратников. Особый восторг вызвала стрельба из старинного оружия. Как здорово хотя бы иногда окунуться в родную историю, представить себя барином, укутанным овчинным тулупом, сидящим на санях, которые уносит сквозь снежный вихрь обратно в прошлое резвая тройка.
Снег искрится, лица разрумянились, а вокруг гуляют разодетые барышни, пряча руки в меховые муфты, гарцуют казаки, щедрые коробейники угощают горячим чаем с плюшками, псари выводят русских борзых. Все в ожидании кульминации праздника – псовой охоты на лис.
Гости расположились на высоком берегу Дона. На другой стороне реки, на поле, как на сцене, разворачивается реконструкция псовой охоты. Травля зверя проходит по всем правилам, комментатор объясняет все тонкости происходящего действа. Завсегдатаи захватили с собой бинокли. Все замерли в ожидании… Борзые в натянутых как струна сворах напряжены – вид необъятного поля и ожидание добычи возбуждает их. И вот в поле мелькнула лиса. Борзые вздыбились, взвыли и рванули разом со сброшенной своры. Снег полетел во все стороны. Лисица бежит во весь опор, делает хитрые маневры, пытаясь обмануть собак и уйти. Но борзые ловко бьют ее на угонках, плутовка уворачивается, азарт нарастает и передается зрителям. Первая, вторая, третья лиса оставили борзых без добычи. Смогли уйти, обманув своих преследователей. Но одна все же попалась, борзые взяли рыжую, показав восторженным зрителям всю несравненную красоту русской псовой охоты. Охоты без единого выстрела – честной и благородной, как сама русская псовая борзая.