Найти тему
ТАКАЯ ИСТОРИЯ

Секрет российской военной авиации

Компонент, делающий нашу авиацию по-настоящему всепогодной и неуязвимой

Во времена Советского Союза военная авиация, причем вся, независимо от вида и боевого применения была всепогодной. По определению такого не может быть, но к этому стремились. Летчик был обязан не просто взлетать и совершать посадку на своем или запасном аэродроме, но и выполнять задачи в СМУ (сложных метеоусловиях), летать «со шторкой» (имитация ночных полетов), ночные полеты и т.д.

Но при этом должна быть исправной и авиационная техника. Не только «железо», но и незамерзающие жидкости влияют на боеготовность летной части. В этом списке на первом месте стоит спирт.

Спирт в авиации есть везде, но где- то его больше, где-то меньше. Все зависит от типа летательных аппаратов, стоящих на вооружении.

-2

Спирт, просто 100% спирт
На вооружении 799 орап (п. Варфоломеевка Приморского края), в котором служил автор, стояли Су-24мр. Вся «электронка» – разведоборудование, особенно лазерной разведки, которым был напичкан данный тип летательного аппарата, требовала охлаждения электронных блоков. В качестве охлаждающей жидкости использовался спирт. На один полет по боевому предназначению борт заправлялся 80 литрами чистого спирта. После полета спирт сливался в специальные ванны, как правило, из легкого металла и дальше утилизировался. Какие светлые головы попадались среди авиационных инженеров (ИТС – инженерно-технический состав)! На латыни первичное значение слова «инженер» означает – искусный изобретатель, остроумный выдумщик. Одни только принципы очистки спиртовой смеси, оригинальность и эффективность сделанных кустарным способом фильтров чего стоят! Человек думающий, уже с момента получения спирта со склада частей обеспечения уже имел чистый спирт и знал, что с ним делать.

-3

«Массандра»
Так называлась спиртосодержащая жидкость (50/50 спирта и воды). Как видим, жидкость была крепче водки. Например, самолет МиГ-25 РБ (сверхзвуковой разведчик) имел на борту (заправлялся) 150-180 литрами «массандры». Да и само название «массандры» относится только к самолетам ибо по летным байкам «массандра» переводится как: «
Микоян Авиацию Снабдил Спиртом, Народ Доволен Решением Авиаконструктора» или еще есть вторая версия «Микоян Артем Славный Сын Армянского народа Дал радость Авиаторам». Происхождение этих баек относится к периоду испытания самолетов конструкторского бюро «МиГ», когда на вопрос о большом объеме расходе спирта при эксплуатации самолетов А. Микоян ответил, что поможет заправлять их чистым спиртом.

-4

«Шпага» («Шило»)
Спиртосодержащая жидкость с пропорциями 70% спирта на 30% воды. Применялась, например, для заправки испарительной системы охлаждения, оборудования стратегических бомбардировщиков. Грозный Ту-22 – дальний тяжелый сверхзвуковой бомбардировщик (ракетоносец в последующем) употреблял за один полет до 500 литров данной жидкости. В соответствии с расчетами объем жидкости специалистами грамотно списывался. Остатки использовались по "прямому назначению" в виде коктейля.

«Султыга»
Спиртосодержащая жидкость в пропорции противоположной «Шпаге» («Шило»)- 70% воды и 30% спирта. Использовалась как противообледенительная в армейской авиации, в самолетах КБ Антонова. Из вредности «султыгу» мог выдать в авиаэскадрильи и начальник склада ГСМ части тылового обеспечения, если получающий инженерно-технический состав не оставлял «на его долю» чистый спирт. Путем добавления глицерина, чистый спирт превращался в технический и не был готов для употребления «вовнутрь» (не очищался).

-5

Переводов офицеров из европейских Групп Советских войск также вносил свой вклад в развитие темы культурного употребления спиртосодержащих жидкостей. Жены военнослужащих привозили свои оригинальные рецепты, которые быстро распространялись уже на бытовом уровне.

Уважаемые читатели! Понравился материал? Ставьте лайк! И не забывайте подписываться на наш канал "Такая История", мы продолжим удивлять вас малоизвестными, засекреченными и очень интересными материалами из мировой и российской истории!