До 1917 г. в России действовала система государственной церкви, веденной Петром 1. В структуре органов государственной власти существовало учреждение в функции которого находилось церковное управление. Сначала эта была Духовная Коллегия, а потом Святейший Правительствующий Синод. Возглавлял церковь в этой системе царь.
Положение церкви в государстве было привилегированным во всех областях жизнедеятельности от экономики до духовного воспитания.
Церковь прибыльно занималась хозяйственной деятельностью, контролировала семейную жизнь, образование, влияла на культуру и т.д. В системе воспитания и образования основополагающим был обязательный предмет «Закон Божий». Этот тотальный контроль многим не нравился, особенно в среде прогрессивной интеллигенции. В обществе росло неверие. Объективности ради, необходимо сказать, что земские, церковно-приходские школы в то время были единственным путем для бедного населения страны получить хоть какое образование, а значит иметь шанс на улучшение своей жизни.
Начиная с первой русской революции 1905 г. стали вноситься незначительные поправки в законодательство, регламентирующее отношения общества и церковь.
После свержения монархии в 1917 г., когда формально церковь осталась без руководства, она учредила патриаршество. Патриарх как глава церкви вступил в должность через три дня после того как к власти пришли Советы рабочих и крестьян.
Большевики были более радикальны, чем предшествующее им Временное правительство. Они не могли себе позволить терять время на дискуссии и полумеры. «Рубили с плеча», следуя заповеди – кто не снами тот против нас.
В течении полугода приняли законодательные акты, определяющие отношение церкви с государством и с обществом. Что касается сферы образования, то уже через месяц после прихода к власти первого Советского правительства первая в мире женщина министр – А.Коллонтай подписала указ переводящий предмет образовательного курса «Закон Божий» из обязательного в факультативный. Это значило, что во всех земских школах, которых было порядка 50-60 тысяч в стране, этот предмет изымался. Тогда же государством было прекращено финансирование духовных учебных заведений. В Наркомат просвещения были переданы все дела связанные с делом воспитания и образования, находящиеся до этого в ведении Святейшего Синода.
Еще Временное правительство вывело из ведения церкви порядка 40 тысяч учебных заведений с их помещениями, библиотеками, ценностями и всем имуществом.
Теперь же все это переходило под контроль Комиссариата просвещения. Окончательный удар был нанесен «Декретом об отделении церкви от государства и школы от церкви», вступившим в силу 5 февраля 1918 г. Несколько лет интенсивной работы и Советская власть полностью вытеснила церковь из системы воспитания граждан. Вся государственная система образования встала под контроль новой власти. Сеть земских, церковно-приходских школ, та основа, которая воспитывала и образовывала самые широкие слои общества, теперь закладывала новые ценности в головы и сердца детей.
К моменту окончания Гражданской войны на территории Советского государства сложилась новая система образования.
В ней не было уже места религиозному или если говорить шире системному духовному воспитанию. Основа нового воспитания заключалась в том, что человек должен жить и трудиться на благо государства. Эта система не стояла на месте, а развивалась. К моменту краха Советской власти сложились сильные школы среднего, высшего образования. И те, кто хотел, те могли получить достаточно качественный и высокий уровень знаний. Сегодня у нас очередной этап смены системы образования, что будет в результате – посмотрим…