«Женщины для утешения» — за этой нейтральной формулировкой стоят жизни тысяч женщин, которых насиловали, унижали, сажали на наркотики и жестоко убивали японские солдаты в годы оккупации Восточной и Юго-Восточной Азии. И если многие преступления тех лет раскрыты, а злодеев наказывают до сих пор, то вопрос вианбу — так в Корее называют этих несчастных — до сих пор отравляет отношения между Токио, Сеулом и Пхеньяном.
«Солдаты приходили с утра, после боев. В мою комнату могло набиться до 20 человек сразу... Они толпами окружали маленьких девочек — по сути школьниц. Гениталии этих девочек были еще недостаточно развиты, поэтому у них были разрывы и заражения. Не было никаких лекарств, кроме меркурохрома и тех, которые давали от венерических болезней. Они болели, их раны воспалялись, но никакого лечения не было. Поэтому потом мне пришлось удалить придатки», — так описывает зверства японцев Канеда Кимико, дочь христианского священника, японка по матери. Ей не повезло стать одной из «женщин для утешения».
«Солдаты заставляли китайских рабочих класть солому в окопы, и девочек держали там. Не было постельных принадлежностей, под соломой была голая земля. В то время не было электричества, только масляные лампы, но им не давали даже ламп. Они кричали в темноте: "Мамочка, мне больно! Мамочка, я хочу есть!" Когда одна девочка умерла, остальные начали плакать. Потом японцы отравили всех, кто был в окопе, и просто его закопали. А потом вырыли еще одну траншею рядом», — вспоминала она.
Так выглядели будни сотен тысяч вианбу в годы оккупации Японией Корейского полуострова и Китая, а затем и в годы Второй мировой войны. Здесь использовано именно корейское слово для обозначения жертв массового сексуального насилия в японской армии, потому что большинство из них были именно кореянками: этнически и культурно они были близки Японии, некоторые даже понимали японский язык, но при этом воспринимались японцами как люди низшего порядка, своего рода вещи, к которым не обязательно применять понятия прав и свобод или же чести и достоинства. Проще говоря, насилие и убийство неяпонских девушек ради нужд армии не считалось в годы войны чем-то недопустимым.
Автора приведенных выше воспоминаний — Кимико Канеду — не спас тот факт, что она была наполовину японкой, потому что она была дочерью корейца и жила в Корее. Японская армия отправила ее в военный бордель в Китае, когда ей было 16 лет. Описанные выше ужасы были широко распространены, однако общество обратило на них внимание только в начале 90-х годов прошлого века — спустя почти 50 лет после войны. До сих пор не существует единого мнения в отношении женщин-вианбу: Япония придерживается версии, что женщины занимались проституцией добровольно; по японским данным, через военные бордели прошло всего около 20 тысяч женщин.
Сексуальное рабство волей императора
Решение о создании «станций утешения» — то есть по сути солдатских борделей — было официально принято Японией для того, чтобы солдаты не насиловали местных женщин и не заражались венерическими болезнями. Командование объясняло инициативу необходимостью сексуальной разрядки для солдат и фактически управляло этим институтом узаконенного сексуального рабства до самой капитуляции.
Как сообщает портал южнокорейского радио KBS, в бордели привозили и несовершеннолетних девочек младше 15 лет, и замужних женщин 25-30 лет. Кто-то попадал туда по трудовому распределению, кого-то похищали или выкупали владельцы «станций» или агенты по найму, на третьих распространялась принудительная мобилизация, проводимая армией и полицией. Попавшие в руки японской армии девушки отправлялись военным транспортом за границу.
Допрос юной китаянки, которую японские военные использовали в качестве секс-рабыни (август 1945 года)
Допрос юной китаянки, которую японские военные использовали в качестве секс-рабыни (август 1945 года)
Фото: Public Domain / Wikimedia
И если в начале, возможно, женщины и знали, на что идут, то ближе к 1945 году при пополнении борделей стал набирать обороты произвол. Кореянок забирали из дома на глазах у родителей или же просто хватали на улицах. Девушек заманивали на «станции» под видом работы: их семьи искренне верили, что после окончания работы они смогут вернуться домой и выйти замуж. Особенно японцы ценили девочек в возрасте от 12 лет — это гарантировало девственность и отсутствие венерических болезней.
По рассказам и воспоминаниям выживших, пребывание на «станциях» походило на настоящее рабство. Девушки содержались как животные, их насиловали каждый день, нередко по 20 раз. Выжившие вианбу рассказывали, что больных девушек могли закопать или сжечь заживо, им давали убойные абортивные препараты, никто не препятствовал жестокому с ними обращению со стороны солдат. Смертность среди этих женщин была колоссальной, некоторые кончали жизнь самоубийством или становились зависимыми от опиума, который крали у солдат, чтобы хоть как-то облегчить свою участь. Поэтому ряды сексуальных рабынь постоянно пополнялись. Они кочевали со «станциями утешения» по всей Азии — от Северного Китая до Индонезии.
Согласно данным ООН, распространение «станций утешения» достигло своего пика к концу войны, когда позиции Японии в Тихоокеанском регионе были особенно сильны. Но ухудшение положения Японии в регионе не принесло облегчения заложницам борделей. Их убивали десятками, чтобы они не мешали отступать, использовали в качестве смертниц в борьбе с американскими солдатами или же просто оставляли умирать от болезней и голода в тысячах километров от родных мест. Всего за время войны на Тихом океане жертвами узаконенного милитаристами сексуального рабства стали более 200 тысяч женщин из одной только Кореи.
Живая ярость
После войны жизнь тех, кто прошел через созданный японцами ад, была сломана. В корейской культуре, как и в большинстве восточных культур, женщина считается виновной в потере чести вне зависимости от обстоятельств. Этот факт биографии делал практически невозможным для бывших вианбу замужество, создание собственной семьи и рождение детей. Из-за жгучего чувства стыда не все женщины могли вернуться домой.
Многие из тех, кто встроился в общество, физически не могли иметь детей после жестокого обращения, тяжелых травм, полученных в рабстве, действия сильнейших абортивных препаратов, которые их заставляли принимать. Тысячи женщин переживали эту травму в одиночестве на протяжении десятилетий.
С каждым годом выживших бывших вианбу становится все меньше. По данным Newsweek, на 1 ноября 2017 года в Южной Корее осталось 34 свидетельницы японской жестокости. Японское правительство так и не принесло им официальных извинений.
Каждый раз, когда общественность обсуждает этот неудобный вопрос, Япония выражает недовольство. В сентябре, например, в американском Сан-Франциско власти установили памятник, изображающий трех взявшихся за руки и стоящих спиной к спине девочек из Кореи, Китая и Филиппин (в этих странах больше всего женщин подверглись такой форме насилия). В отдалении стоит пожилая женщина, которой скульптор придал сходство с кореянкой Ким Хак Сун — первой из выживших жертв, которая в 1991 году открыто рассказала о пережитых ужасах. Именно после ее признания на эту проблему наконец обратили должное внимание.